№ 11 (335) июнь 2006 / Чтение

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Покаяние без смущения и ложного стыда

Как правильно подготовиться к исповеди? Как научиться распознавать природу грехов и не грешить? Как часто нужно исповедоваться и что такое епитимья? Какое место занимает покаяние в духовной жизни человека? Ответы на эти вопросы мы ищем порой всю свою жизнь. Это не удивительно — покаяние является одной из важнейших сторон духовной жизни. Правда и то, что не всегда покаяние понимается православными христианами как должно. Размышления и советы священника с большим пастырским опытом могут оказать неоценимую помощь.

И здесь удачным примером надо признать новую брошюру насельника Данилова монастыря игумена Петра (Мещеринова). Он рассматривает широкий круг вопросов, связанных с практикой покаяния. Причем особое внимание уделяется тем из них, с которыми наиболее часто приходится сталкиваться в пастырской практике.

В центре внимания о. Петра — правильная церковная практика покаяния. Для большинства церковных людей вопрос исповеди стоит очень остро, еще более остро он стоит у тех, кто делает первые шаги в духовной жизни. Мало кто из современных христиан умеет и может правильно исповедоваться — не смущаясь, не малодушествуя, правильно осознавая и называя свои грехи.

Покаяние — это, прежде всего, внутреннее действие, внутренняя работа человека, которая готовит и приводит его к исповеди. Покаяние — не «самоедство» и не комплекс вины, ввергающие человека в уныние, а духовное делание, приносящее в душу благодать Святого Духа. Обозначив «положительную программу», автор говорит и о некоторых типичных ошибках исповедующихся: формализме, «привыкании» к исповеди и других. Так, преуменьшение своих грехов всегда связано с самооправданием, а их преувеличение проистекает от нежелания или неумения человека правдиво разбираться со своей жизнью. Бывает, что приходит и разочарование в исповеди, что является свидетельством того, что «мы не смогли определить свою меру: начитавшись аскетических книжек, мы решили, что за короткое время победим наши грехи и страсти, но на это нужны десятилетия».

В чем и как, когда и как часто исповедоваться? Общее правило такое: надо исповедоваться тогда, когда есть потребность, и исповедовать то, в чем укоряет совесть, будь то дело, слово, мысль или сердечное расположение. Исповедоваться всегда нужно полно, не утаивая, не смущаясь и не стыдясь ложным стыдом, «что обо мне батюшка подумает». Для батюшки грехи — это не новость, он все это слышал сотни раз. Священник всегда радуется со Христом, когда человек кается в своих грехах, и чувствует к искренне кающемуся христианину любовь и большое уважение, потому-то всегда нужны мужество и воля, чтобы в своих грехах покаяться».

В приложении к брошюре автор поместил примерный перечень грехов для подготовки к исповеди. В приложении три основных раздела: «Грехи против Бога и Его Церкви», «Грехи против ближнего» и «Грехи против самого себя».

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007



№ 23(372) декабрь 2007



№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 5(378) март 2008


№ 8(381) апрель 2008




№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 10 (335) май 2006


№ 1-2 (326-327) январь 2006





№ 19 (320) октябрь 2005


№ 24(301) декабрь 2004


№ 13-14 (290-291) июль 2004




№ 18(271) сентябрь 2003


№ 15(268) август2003


№ 13-14(266-267) июль2003



№ 5 (258) Март 2003 г.


№ 12-13 (241-242) июнь 2002

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика