№ 15(268) август2003 / Официальные документы

Следующая статья...»

Приветственное послание Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея по Случаю празднования 100-летия прославления Преподобного Серафима Саровског

Поистине великим является новоявленный наш отец Серафим Саровский, житие и деяния которого волнуют всех внимательно всматривающихся в его святой и богобоязненный образ и житие, потому что он является достойным преемником великих отцов Церкви, просиявших на духовной тверди Восточной Православной Церкви. Этот преподобный находится в великой и благословенной стране отцов Церкви, являет собой божественное Господне восполнение, принадлежит к благоухающим цветам рая, к златым устам Слова. Он представляет собой священное и золотое звено священной цепи отцов, которые делами, словами и созерцанием прославили Бога.

Всем известно, что наша Православная Церковь является лабораторией святости, покоищем божественных устремлений, или, если воспользоваться словами святого Николая Кавасилы, является местом общения человека с живым Троичным Богом в лице Иисуса Христа.

Преподобный Серафим, исполненный Святого Духа, верно продолжал исихастское житие и постнический образ жизни, который оберегается как зеница ока в лоне Православной Церкви. Постнически жили святые апостолы, преподобные, святые отцы и великие исповедники веры. Исихия, согласно нашему святому предшественнику Григорию Богослову, необходима для единения человека с Богом: “Подобает и безмолвствовать, чтобы в чистоте приобщиться к Богу. И архиепископ Фессалоникийский святой Григорий Палама, который пережил и изложил все исихастское предание Православной Церкви, говоря о священной исихии, говорит следующее: “Это есть состояние ума и мира, оставление дольнего, отложение от рассудочного и восхождение к лучшему”. Вот что есть исихия — “делание истинного созерцания и боговидения, единственное истинное совершенствование души”. И, конечно, всем известно, что ученики святого Григория Паламы передали исихазм в северные Православные Церкви.

“Добротолюбие” же священных отцов-подвижников, собранное в окончательном составе и виде святым Никодимом Святогорцем и переведенное преподобным Паисием Величковским на славянский язык, составило пищу боголюбцев и, конечно, им услаждался и Преподобный Серафим Саровский. Таким образом, становится ясным, что исихастская жизнь, которая развилась и переживалась в лоне Патриаршего Вселенского Престола и переданная сюда Вашей Святейшей Русской Церкви, являет собой, с одной стороны, глубочайшее общение между нашими Церквами, с другой — отличие православного богословия от рационализма и лицемерного благочестия.

Изучая святую и боголюбивую жизнь и наследие Преподобного Серафима Саровского, ясно видим, что он, ведя жизнь в соответствии с подвижническим и исихастским преданием, достиг общения с Богом, видел Бога в Его нетварном свете и получил благодать и дар божественной любви к людям и Богу. Поелику же благодать Божия простирается и на тело, то через это и в его теле проявились явственно признаки божественного светолития и обожествления. Он стяжал созерцание сущего и ощущение обновления твари во всем своем существе. Он также жил в единстве со всем творением, поскольку и дикие звери чувствовали в нем силу, которую имел Адам до грехопадения, как об этом говорил святой Исаак Сирин. Более того, Преподобный отец стяжал глубочайший освященный мир, и через это тысячи людей нашли мир рядом с ним. Таким образом, в лице Преподобного Серафима является истина, что Христос как Богочеловек есть центр мира, и святые, живущие в единении с Ним и в Нем, становятся центрами мира, поскольку через них освящается и словесная, и бессловесная тварь.

В эти рамки вмещается и православное богословие о возрождении человека и обновлении твари. Ибо богодохновенный Павел пишет, что “вся тварь совокупно стенает и мучится даже доныне” и что и эта тварь “освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих и поэтому тварь чает откровения сынов Божиих” (Рим. 8, 18—22). Это значит, что для разрешения экологических проблем нужно богословски сформулировать свое видение и программу (ибо мы живем в падшем обществе) с учетом того, что коренное освобождение твари от тления достигается через святых, чад Божиих, в которых почивает Сам Бог.

Место, в котором подвизался Преподобный Серафим Саровский — место освященное. Ибо оно, как некогда Господня гора Фавор, и по аналогии с ней, приняло Благодать Божию. Этим объясняется и наплыв многочисленных верующих русских христиан в места подвигов Преподобного с верой и благочестием, и чудеса, которые здесь совершаются, и преображение душ паломников, которое можно наблюдать, и сердечная молитва, которая в них действует и вообще их возрождение, которое совершается. Бог через Богородицу и святых своих передает нам благой дар и изобилие благ для успокоения сердец.

Часто в наших речах мы приводим превосходное приветствие Преподобного Серафима Саровского, с которым он обращался к каждому человеку, видя в нем образ Божий: “Христос Воскресе, радость моя”. Каждый человек согласно божественному нашему отцу, составляет его радость, потому что в нем он созерцал по образу Божию созданного человека, несмотря на его падения и слабости. И это приветствие очень важно, если его сравнить со словами, которые слышались со стороны приверженцев гуманистической экзистенциалистской философии о том, что прочие люди являются нашим наказанием. По Преподобному Серафиму, который выражает этику Православной Церкви, другие люди не наше наказание, а наша радость, по слову отцов: “видишь брата твоего, значит, видишь Бога твоего”.

Мать Константинопольская Церковь и наша Мерность выражаем нашу радость по случаю этого торжества и обращаем к Вашему дружественному Блаженству, сонму священных и боголюбивейших иерархов, честному пресвитерству, еже во Христе диаконству, избранным монахам и монахиням, начальствам и властям этого места и христолюбивому народу, которые населяют эти места, наши теплые Патриаршие пожелания и молитвы, желая, чтобы вы отпраздновали эти торжества в “пениих и песнех духовных” (Кол. 3.16), чтобы вы имели всякий божественный дар, богатые милости и бесконечное человеколюбие великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, предстательством Преподобного отца нашего Серафима Саровского чудотворца, в нашем свидетельском служении сохраняя навеки единство веры в союзе любви и мира.

Следующая статья...»

№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008








ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика