№ 22(299) ноябрь 2004 / Молодежь

Следующая статья...»

Русские песни на берегу Тихого океана

Сан-Франциско — один из красивейших городов Соединенных Штатов Америки. Но славится он не только своими достопримечательностями, но и тем, что здесь в кафедральном соборе во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» покоятся мощи свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Святитель Иоанн был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей в 1994 году. Часто возникает вопрос о том, как православным христианам Московской Патриархии относиться к святости архиепископа Иоанна Сан-Францисского. Митрополит Ювеналий, глава синодальной Комиссии по канонизации святых, сказал, что мы не сомневаемся в святости архиепископа Иоанна, но не ставим сейчас вопрос о его канонизации просто потому, что когда будет достигнуто воссоединение, то по самому факту восстановления церковного единства он будет обретаться в святцах единой Русской Церкви. Поэтому мы ждем того дня, когда свт. Иоанн Сан-Францисский сможет призываться не только в частной молитве, но и в наших храмах на общественном богослужении. 

В 2004 году исполнилось 10 лет со дня прославления владыки Иоанна. Именно этому знаменательному событию был посвящен XI Всезарубежный съезд православной молодежи, который проходил в Сан-Франциско с 25 июня по 3 июля. На съезд собрались молодые люди из восьми стран мира. Всех их объединила любовь к Православной Церкви и к свт. Иоанну Шанхайскому.

Уже на первой Божественной литургии, которая состоялась 26 июня в кафедральном соборе, меня удивило, как быстро составился хор из людей, которые впервые вместе собрались на службу. Многие участники съезда плохо говорили по-русски, но во время литургии пели почти без акцента. Чувствовалось, что служба знакома им с детства и клиросное пение естественно для них, как дыхание.

Утром, после Божественной литургии, состоялось важное событие съезда — молебен и встреча Коренно-Курской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона, которую еще называют «Одигитрией русского рассеяния», сопровождала участников съезда всю неделю, и все события проходили под ее благодатным покровом. Молебен возглавил архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл. Он же произнес речь на открытии съезда.

 В своем слове владыка Кирилл предложил задуматься о духовных вопросах. Что такое молитва? Как сделать так, чтобы общение с Богом не стало только лишь вычитыванием правил, а было живым и творческим? Как построить свою жизнь так, чтобы она стала прославлением Бога? Все эти вопросы затем неоднократно поднимались на протяжении всего съезда.

Первый доклад был посвящен свт. Иоанну Шанхайскому. О святом рассказывал Владимир Красовский, регент архиерейского хора, крестник владыки, человек, который хорошо знал свт. Иоанна при жизни. Поэтому его доклад сопровождался не только демонстрацией редких фотографий, но и яркими рассказами об интересных и даже смешных случаях из жизни владыки. Свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский предстал перед слушателями как самоотверженный служитель Церкви, любящий архипастырь, добрый и остроумный человек, заботящийся о своих пасомых, особенно о детях и молодежи.

На съезде прозвучало много интересных выступлений, но особенно всем запомнился доклад протоиерея Максима Козлова из Москвы. Надо отметить, что на XI Всезарубежный съезд молодежи впервые за 10 лет были приглашены представители Русской Православной Церкви Московской Патриархии. Отец Максим рассказал о тех трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются православные в современной России, поделился конкретным опытом устройства церковной общины и миссионерской деятельности. Он особо отметил, что православных во всем мире немного, поэтому «обязательно нужно свои силы объединить, причем на всех уровнях, от личности до юрисдикции. Нельзя допускать, чтобы разделения века сего вошли в жизнь Русской Православной Церкви».

Вопросы, заданные участниками съезда после доклада отца Максима, свидетельствовали о том, что молодежи за границей небезразлична жизнь Православной Церкви в России. Из ответов отца Максима особенно запомнились его слова о том, что «есть Россия, которую показывают по телевидению, и есть Россия, как конкретная страна. Это почти не соприкасающиеся миры — мир виртуальный и мир реальный. Виртуальный мир либеральный до конца. А реальный мир совсем другой, и в нашем обществе есть религиозная основа».

Обсуждение этих тем было продолжено на заседании круглого стола. Говоря об объединении двух частей Русской Православной Церкви, отец Максим Козлов сказал, что Зарубежная Церковь является хранительницей традиций и предания. «Для русских новообращенных людей встреча с клириками Зарубежной Церкви, с их верой и укладом жизни может оказаться очень полезной и отрезвляющей», — отметил отец Максим. Священнослужители также ответили на вопросы, связанные с теми препятствиями, которые мешают объединению.

Вечером этого же дня участники съезда организовали костер на берегу Тихого океана. И когда молодежь из разных стран мира стала весело петь русские песни, то появилось чувство, что это взаимопонимание и единодушие уже есть, что они никуда не пропадали и что русская культура продолжает жить среди православных людей, несмотря на время и расстояние.

Об объединении двух частей Русской Православной Церкви говорилось и на круглом столе о молитве и богослужении, который проходил уже в конце съезда и в котором принял участие Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Лавр и архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк.

Отвечая на вопрос о восстановлении евхаристического общения с Русской Православной Церковью Московской Патриархии архиепископ Марк высказался очень осторожно: «Мы находимся в стадии выяснения отношений, и пока не известно, что из этого получится».

Тема объединения сейчас, безусловно, самая актуальная и болезненная в Русской Православной Церкви Заграницей. В адрес организаторов съезда были высказаны обвинения в том, что он носил очень односторонний характер и на нем высказывались только мнения за объединение двух частей Русской Православной Церкви, в то время как немало русских людей за границей отрицательно относятся к этому. Надо сказать, что Западно-Американская епархия, в которой проходил съезд, — одна из немногих, где все священнослужители едины в своем мнении о необходимости объединения с Московской Патриархией. Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл — один из активных сторонников восстановления нашего церковного единства. Но следует отметить, что организаторы съезда с самого его начала призывали всех участников свободно высказывать свое мнение по любому вопросу, в том числе и по поводу организации съезда. К сожалению, противники объединения не воспользовались этим предложением.

Круглые столы на протяжении съезда собирались еще несколько раз. Один из них назывался «Быть христианином в неправославной среде». Молодые люди, участвовавшие в дискуссии, поделились воспоминаниями о том, как они пришли к вере. У некоторых обращение в православие произошло через пример сокурсников, которые были христианами и не стыдились своей веры. В связи с этим запомнилось выступление Александра Волкова, выпускника Московского университета. Он говорил о том, что на студенте-христианине лежит особая ответственность: «Опасно “выпячивать” свое православие, но нужно понимать, что все, кто тебя окружает, будут помнить каждый твой шаг, каждый момент обучения и соизмерять это с тем, что ты православный. Это накладывает определенную ответственность. Нужно вести себя одинаково и в стенах университета, и в стенах храма — так, чтобы люди не смогли упрекнуть тебя ни в чем плохом».

Одним из важных событий съезда было посещение храма свт. Тихона Задонского. Этот небольшой домовый храм расположен в здании детского приюта, созданного свт. Иоанном Шанхайским. Пока не был выстроен кафедральный собор, владыка Иоанн служил здесь. В этом же доме сохранилась его маленькая келья, которая была также его кабинетом. В приюте жили дети-сироты, которых владыка Иоанн привез с собой из Китая. Когда дети выросли, приют перестал существовать, но церковь продолжает действовать — в воскресные и праздничные дни здесь совершается богослужение. Участники молодежного съезда пришли сюда в будний день, но Божественная литургия, отслуженная в это утро, была похожа на праздничную. В алтаре за богослужением молился Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Лавр. После литургии участники съезда посетили келью владыки Иоанна, приложились к иконе с его изображением и получили маленькие подарки от служителей храма. Это короткое посещение дома свт. Иоанна было радостным и необычным, потому что соприкосновение со святостью — это как соприкосновение с вечностью. Оно всегда таинственно и страшно, умилительно и трепетно. Оно наполняет душу благоговением, вселяет в сердце тоску по нездешнему миру и, конечно же, надежду, потому что все мы призваны Богом к святости.

О вере и святости на съезде говорила инокиня Амвросия из Гефсиманского монастыря в Иерусалиме. Она предложила всем задуматься о том, насколько в своей повседневной жизни мы соответствуем высокому христианскому званию: «Христианином нельзя быть только по воскресным и праздничным дням. Христианство — это не религия, это жизнь. Это жизнь души, руководимой Святым Духом». Матушка Амвросия напомнила также, что слова Христа «будьте святы, как и Я свят, и будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд есть» обращены к каждому из нас: «Господь призывает нас не к исполнению обрядов, Он зовет нас к святости. И от нас зависит, откликнемся мы на сей Божественный призыв или останемся в стороне равнодушными наблюдателями».

В этот же день некоторым участникам съезда посчастливилось посетить старейшего священника Русской Православной Церкви протоиерея Илию Веня. В жизни нечасто удается встретить человека, которому 108 лет, поэтому под благословение все подходили с нескрываемым трепетом. Батюшка родился и вырос в Китае, там он был рукоположен в священный сан и долгое время служил вместе со свт. Иоанном Шанхайским. Вместе с ним он переехал в Америку, когда в Китае власть захватили коммунисты. Отец Илия является настоятелем кафедрального собора во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте». Но служить в храме он уже не может, молится дома и с радостью принимает гостей. Удивительно было смотреть на этого человека из позапрошлого века. Через всю свою долгую и многотрудную жизнь он пронес веру, сохранил традиции благочестия и передал их своим детям, многочисленным внукам и духовным чадам.

Главным событием съезда было празднование 10-летия прославления свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Люди съезжались на этот праздник со всего мира. На время праздника мощи святителя вынесли на середину храма, рядом лежала на аналое Коренно-Курская икона и часть мощей преподобномученицы Елизаветы, привезенных из Иерусалима. Нарастало чувство радости и какого-то детского нетерпения, как перед Пасхой. Всенощное бдение возглавил Митрополит Лавр. Ему сослужили Преосвященные архиепископы Берлинско-Германский и Великобританский Марк, Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр, Манхеттенский Гавриил, Бостонский Михаил, Кливлендский Петр и множество священников. Пели два хора: архиерейский и молодежного съезда. Торжественность и красота службы сопровождались постоянным чувством, что святитель Иоанн здесь, рядом, молится и радуется вместе с нами. Это чувство усилилось на следующий день во время Божественной литургии, особенно когда все причащались и во время крестного хода. Под звон колоколов духовенство и миряне с трудом протискивались в узких проходах, обходя вокруг собора. Но ведь святитель Иоанн идет вместе с нами, он рад нам всем и каждому человеку! Он рад, что собор, построенный им, наполнен молящимися, что столько людей идет вслед за его мощами. Как же можно не радоваться и не благодарить Господа, что сподобил участвовать в таком великом празднике!

Но вот закончилась праздничная литургия и молебен. Всем, кто участвовал в празднике, вручили памятный подарок: икону свт. Иоанна, на которой он держит в руках построенный им собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте». После того как сделали общую фотографию, никто не хотел расходиться, потому что радостно было быть всем вместе. Инокиня Амвросия пригласила всех  в Иерусалим на празднование Пасхи в следующем году, и появилась надежда на новую встречу. Хотя разве христиане расстаются? Мы всегда вместе и едины во Христе, в какой бы части земного шара мы не находились. И такие праздники и съезды еще раз убеждают нас в этом.

Следующая статья...»

№ 1-2 (278-279) январь 2004


№ 17 (294) сентябрь 2004


№ 22(299) ноябрь 2004
Русские песни на берегу Тихого океана


№ 9 (310) май 2005


№ 10 (311) май 2005


№ 17 (318) сентябрь 2005


№ 20 (321) октябрь 2005


№ 21 (322) ноябрь 2005


№ 22 (323) ноябрь 2005


№ 11 (335) июнь 2006


№ 13-14 (336) июль 2006


№ 17 (342) сентябрь


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 19(392) октябрь 2008







№ 18(367) сентябрь 2007



№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006



№ 13-14 (336) июль 2006








№ 22 (323) ноябрь 2005


№ 17 (294) сентябрь 2004


№ 17(270) сентябрь 2003


№ 16(269) август2003


№ 15(268) август2003

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика