Церковный вестник


№ 1-2 (278-279) январь 2004 / Церковь и общество

Православная проповедь на телевидении

 

Телевизионная студия «Неофит» существует при московском Свято-Даниловом монастыре несколько лет. Она производит фильмы и циклы передач, которые выходят почти на всех центральных каналах российского телевидения. В январе 2004 года на канале «Культура» состоялась премьера нового многосерийного документального фильма студии «Неофит» «Лето Господне». Об этом и других проектах мы попросили рассказать  художественного руководителя студии Дмитрия Менделеева.

— Дмитрий, расскажите, над чем сейчас работает ваша телестудия?

— Наш новый цикл называется «Лето Господне». Он состоит из 13 фильмов, которые рассказывают о двунадесятых праздниках и о Пасхе. По-моему, это была замечательная идея руководства Российского телевидения — сделать так, чтобы в день каждого праздника, который отмечает Русская Православная Церковь, на канале «Культура» шел фильм об этом празднике. Два фильма — о Рождестве и о Крещении — мы уже показали, и у каждого из них был очень высокий рейтинг. 15 февраля будет показан фильм о Сретении, и так далее. Что касается содержания, то это попытка рассказать зрителю о том, почему Церковь отмечает тот или иной праздник. Ведь за каждым из них стоит событие, причем не только историческое, но и сверхисторическое. Существует просто исторический факт, который сам по себе интересен, но еще есть замысел Божий, воплотившийся в этом факте. Например, Рождество — это середина истории. Вся история до Рождества — подготовка человечества к приходу Спасителя. А теперь, после Рождества и Воскресения, мы живем в новом мире. В основе наших фильмов лежит рассказ о самом празднике, о его богословии, об исторических событиях.

Помимо этого нового проекта, на том же канале «Культура» по субботам в 10 утра выходит «Библейский сюжет» — программа о том, как Библия повлияла на мировую культуру, как художники, поэты, музыканты разных стран и эпох находили каждый свое в Священном Писании.

— Какие из передач «Неофита» вам особенно дороги?

— Из любимых проектов могу назвать уже упоминавшийся «Библейский сюжет» и цикл «Святыни христианского мира», который рассказывал о таких святынях, как Терновый Венец, Дары Волхвов, святыни Сионской горницы — тех предметах из евангельской истории, которые дошли до нашего времени как «документы Фомы неверующего», чтобы мы могли прикоснуться к вечности. Я надеюсь, что у этого цикла будет продолжение. К столетию прославления прп. Серафима Саровского были сняты два фильма: «Дневник Мотовилова» (Первый канал) и «Чудотворец» (канал «Россия»).

Еще мы делали и делаем много передач: «Православная энциклопедия», «Дело житейское», «Спешите делать добро». Каждая из них мне по-своему дорога.

— Вашу студию можно назвать скорее миссионерской или культурно-просветительской?

— А разве это не одно и то же? Конечно, наши задачи миссионерские. Но главная функция любого средства массовой информации, в том числе и телевидения, — просвещение. 

— Когда вы продумываете концепцию очередной программы, представляете ли вы себе зрителя, для которого работаете?

  Я ориентируюсь на себя. Если что-то меня поражает или волнует, то я рассчитываю, что наверняка найдутся люди, которые мне духовно близки, и им это будет интересно. Если мне что-то не интересно, значит, и еще огромному количеству людей это будет не интересно.

— Один из ваших фильмов был рекомендован как учебное пособие по предмету «Основы православной культуры»...

— Да, это был интересный опыт, когда православная программа получила от Министерства образования такую рекомендацию, и наши фильмы было разрешено использовать в школах в качестве учебного пособия. Это был цикл «Тесные врата» — новеллы о святых и непрославленных в лике святых подвижниках благочестия, таких как Суворов или доктор Гааз. Мы рассказывали об их жизни,

о ярких эпизодах их биографии. Цикл выходил на канале «Культура», и несколько передач из него — об Александре Невском, Данииле Московском, Суворове, Ушакове — были признаны учебным пособием. Сегодня эти фильмы, как и многие другие, выпущены на видеокассетах.

— Почему были выбраны именно эти фильмы? В чем, на ваш взгляд, их польза для детей?

— Польза — как от всякого иллюстративного материала. Дети любят яркие зрительные образы, и хороший учитель всегда стремится на уроке что-нибудь показать.

Сама церковная канонизация, прославление святого, носит педагогический смысл. Жизнь этих людей, и не вся жизнь, а самые яркие христианские поступки, собраны агиографической литературой как назидание, для того чтобы у читателя была четко сформирована линия, разделяющая добро и зло. Мне кажется, что изначально жития святых — педагогический материал. Ведь мы знаем, что у многих святых были периоды жизни, которые никак не могут быть расценены как положительные. И смысл как раз в том, чтобы показать весь жизненный путь святого как ориентир, как пример выбора.

— Кого вы можете назвать в качестве своих соавторов, кто  помогает вам в работе?

Студия «Неофит» — это множество людей, которые трудятся не покладая рук. Но среди главных наших авторов — святые отцы и современные богословы. Литература, которой мы в основном пользуемся, это труды митрополита Антония Сурожского, отца Александра Шмемана, протоиерея Александра Меня. С точки зрения современного авторского права, будет большой натяжкой сказать, что это наши авторы, но в древнем понимании духовного и творческого преемства это очевидно. Вся красота православия, начиная с апостолов и заканчивая современными богословами, — тот источник, из которого мы черпаем наши мысли. 

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://