Церковный вестник


№ 18(367) сентябрь 2007 / Праздники и юбилеи

Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата

В Пюхтицком Успенском ставропигиальном монастыре 26 июля 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия состоялся очередной Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Председателем на Соборе был Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Собор обсудил актуальные вопросы жизни Православной Церкви в Эстонии.

Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (ЭПЦ МП), является одной из самых малочисленных канонических структур Русской Православной Церкви. Тем не менее она обладает правами самоуправления, дарованными святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским, и подтвержденными Томосом Святейшего Патриарха Московского и всея  Руси Алексия. В своей деятельности ЭПЦ МП руководствуется не только  Уставом Русской Православной Церкви, но и собственным Уставом, учитывающим нюансы местного законодательства в отношении некоммерческих объединений, церквей и приходов. 

Одно из положений этого Устава предписывает ежегодно проводить Собор ЭПЦ МП, участниками которого являются все действующие клирики ЭПЦ МП и делегаты-миряне, избираемые приходскими собраниями по одному от прихода. Согласно Уставу, Собор ЭПЦ МП является «высшим органом, при содействии которого Предстоятель ЭПЦ МП управляет Церковью. Собор осуществляет высшую законодательную, административную и контролирующую власть в ЭПЦ МП» и в соответствии с этим регулярно созывается с момента регистрации ЭПЦ МП в государственных структурах Эстонской Республики.

Кроме административной роли, Собор выполняет и представительскую функцию: на религиозном горизонте Эстонии событие такого масштаба встречается нечасто и привлекает к себе внимание общественности.

В этом году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, а также усердием настоятельницы Пюхтицкой обители игуменьи Варвары, Собор был проведен в Пюхтицком Успенском ставропигиальном монастыре. Соборным заседаниям по обычаю предшествовала Божественная литургия, которая объединила у единой Чаши делегатов от всех 32 приходов ЭПЦ МП.

Первым прозвучал доклад Митрополита Корнилия о жизни Эстонской Православной Церкви в межсоборный период. Архипастырь познакомил собравшихся с деятельностью священноначалия и Синода ЭПЦ МП, а также сделал ряд критических замечаний, касающихся деятельности духовенства в приходах и организации деятельности приходских органов управления. Среди прочего, он предостерег клириков от соблазна «монархического», единоличного управления приходской жизнью. По мнению Митрополита Корнилия, истинная иерархичность, не умаляющая свободы и достоинства христиан, возможна лишь тогда, когда на всех уровнях церковного бытия любая деятельность является плодом не только послушания, но и, в первую очередь, живого диалога. Для реализации этого диалога и заложены в Устав и практику приходской жизни такие инструменты соборности как Приходское собрание и Приходской совет, профанация или игнорирование которых совершенно недопустимы.

Митрополит Корнилий, в частности, отметил: «Делопроизводством (администрированием) настоятель единолично заниматься не должен. Для того ему в помощь и избирается Приходский совет. Приход — это семья, в которой у  каждого свои обязанности, свое послушание. Главная обязанность пастыря — духовное попечение о своей пастве, ее воспитание в христианском духе. Миряне, будь то члены Приходских советов или члены семьи священника, не должны забывать, что они не смеют вмешиваться в духовное руководство».

В своем выступлении архипастырь остановился и на проблеме рентабельности малых приходов: естественные демографические процессы выбивают из-под провинциальных приходов их людской фундамент, что приводит к значительным трудностям в самообеспечении даже насущнейших материальных потребностей клира и храмов. Митрополит Корнилий призвал более состоятельные приходы оказывать помощь своим собратьям.

В перерывах между заседаниями Собора его участники отмечали, что проблема бедных храмов шире эстонских границ — увлечение ростом количества приходов зачастую приводит к ничтожному качеству приходской жизни. Поэтому необходимо в непосредственной организации жизни приходов учитывать материальные и демографические возможности регионов, а также исходить из того, что перспективное храмоздательство или реставрация возможны лишь там, где достаточно возможностей для формирования самодостаточных в материальном плане общин.

В рамках обсуждения доклада Митрополита Корнилия Собор простым большинством принял решение об изменении существующей системы благочиний ЭПЦ МП: из соображений удобства управления было решено упразднить малочисленное Тартуское благочиние, разделив его приходы между Таллинским и Нарвским. Это было трудное и для кого-то болезненное, но вполне назревшее решение.

На Соборе выступили с докладами и ответили на вопросы делегатов юрист и бухгалтер Церковного управления, а секретарь Митрополита Корнилия иерей Алексий Колосов сделал сообщение о требованиях к приходскому делопроизводству. Им также была отмечена возрастающая роль электронных средств информации и связи: «Ни в коем случае приходы не должны пренебрегать ими, поскольку при относительно небольших первоначальных вложениях они обеспечивают устойчивую, быструю и экономичную связь приходов с Церковным управлением и наоборот. Кроме того, они делают приходы доступнее для тех, кто нуждается в информации о церковной жизни».

Член Синода ЭПЦ МП Сергей Мянник рассказал участникам Собора о процессе воплощения в жизнь проекта ордена сщмч. Исидора Юрьевского и  порадовал их вестью о том, что Издательским Советом Русской Православной Церкви выпущен в свет альбом «Православные храмы Эстонии». Протоиерей Леонтий Морозкин поделился своими соображениями по улучшению издания ежемесячной газеты «Мир Православия».

Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Игорь Прекуп в своем выступлении отметил имеющиеся в этой области проблемы: «Согласно евростандарту, для преподавания в гимназических классах необходима степень магистра. Следует отметить, что духовные школы РПЦ до сих пор не имеют в России государственной аккредитации, а потому их дипломы и ученые степени официально не признаются в Эстонии. На практике в отдельных учебных заведениях Эстонии руководство то ли по незнанию, то ли по нежеланию рабски следовать букве закона, игнорирует “формальности” и признает дипломы семинарий и академий, да и кандидатские степени тоже, но все это до поры до времени… Если мы, преподаватели религиоведческих дисциплин в школах, не хотим в один прекрасный момент оказаться вынужденными уволиться по причине профессионального несоответствия, нам следует позаботиться о квалификационном обеспечении своего статуса...» О. Игорь подчеркнул, «что право преподавания религиоведения в Эстонии зависит только от формального образовательного ценза, а не от мировоззрения или, тем более, конфессиональной принадлежности учителя, что предоставляет кафедру всевозможным сектантам, оккультистам, не говоря уже об атеистах».

Говоря о преподавании в воскресных школах, выступающий отметил, что «важно не создавать ненужного напряжения, которое приведет к тому, что ребенок будет искать информацию в другом круге общения». К сожалению, часто во главу угла ставится именно массовость и формальный результат. Доклад о. Игоря вызвал оживленную дискуссию.

Обсуждая вопросы просвещения, священнослужители единодушно говорили о необходимости оглашения перед крещением. Прозвучали голоса и в пользу того, что катехизация должна быть введена во всех приходах централизованным решением священноначалия, чтобы пресечь путь тем, кто ищет легкого пути. Как выразился один из участников дискуссии, «пока есть возможность, желающие принять крещение будут выбирать не правильный, а легчайший путь». Однако такого решения принято не было из-за отсутствия единства в вопросе о формах катехизации.

О порядке ходатайства и выделения средств от государственных и муниципальных целевых программ рассказал диакон Евгений Старцев, представитель ЭПЦ МП в соответствующей государственной комиссии. Особое внимание он обратил на то, что «выделяемые государством средства не могут быть использованы на создание, к примеру, нового иконостаса, а только на сохранение того, что имеется».

Работа Собора завершилась общей молитвой.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://