Церковный вестник


№ 11 (240) июнь 2002 / Православный мир

Дни Славянской письменности и культуры

77,94 Kb [640X401]Уже более тысячи лет во всех православных храмах России святые равноапостольные Кирилл и Мефодий прославляются как первые учители славянских народов. В 863 году князь Ростислав пригласил их в Моравию, прося научить христианской вере его подданных.

Вся славянская культура родилась как итог апостольских трудов Солунских братьев. Язык славянских племен, несмотря на все его богатство, не был приспособлен к богообщению. Недостаточно было разработать письменность, пришлось заимствовать слова из греческого и создавать новые по образцу греческих. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий создали литературный славянский язык, которого до тех пор не было. Переводя библейские тексты, они создали образцы практически всех существующих жанров. Обычно для этого необходимы многие и многие поколения. Новый язык был понятен для всех славянских народов, напоминая об их кровном родстве и соединяя их еще более крепкими узами братства во Христе.

В то время, когда накапливались разногласия между Римом и Константинополем, Солунские братья призывали к единению. Воспитанные в традициях Восточной Церкви, они отправились проповедовать Слово Божие к моравским славянам, находившимся в юрисдикции Западной Церкви. Моравские священники, по большей части немцы, не понимали славянского языка и служить на нем считали недопустимым. Первоучителей даже обвиняли в ереси. Но в Риме, куда отправились Солунские братья, папа Адриан отнесся к ним с большим уважением и почетом. По его указанию в ряде церквей Рима несколько дней проводились богослужения на славянском языке.

На Руси старославянский язык, созданный Солунскими братьями, стал известен с конца IX — начала X веков. Старославянский и древнерусский взаимно обогатили друг друга. К XVII веку сложившийся церковнославянский язык достиг современного облика. Именно он оказал влияние на развитие русского литературного языка.

Сегодня день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия вся Россия отмечает как День славянской письменности и культуры. Эта традиция возникла в середине ХЕК века, однако корни ее восходят к празднованию в древней столице Болгарии — Плиске.

98,15 Kb [640X468]В 1986 году, после многих десятилетий забвения, праздник был возрожден, а с 1991 года стал государственным. Сегодня это единственный государственно-церковный праздник в России. На вопрос о том, религиозным или светским праздником является День славянской письменности и культуры, Святейший Патриарх Алексий отвечает, что светский и духовный аспекты в данном случае разделить невозможно.

Постоянными организаторами праздника стали Русская Православная Церковь, Министерство культуры и Союз писателей. По решению Священного Синода Русской Православной Церкви и с благословения Святейшего Патриарха сопредседателем оргкомитета является митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. День славянской письменности и культуры празднуется повсеместно, но каждый раз его столицей избирается один из русских городов.

В последние годы сформировалась структура праздника, определились основные мероприятия. Начинается он в главном храме города с Божественной литургии в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В этот день к народу обращаются представители Церкви, министр культуры и главы местной администрации. В рамках праздника традиционно проводится Международная научная конференция “Славянский мир: общность и многообразие”. Проходят народные праздники на улицах, в музеях, заповедных архитектурных ансамблях.

В этом году столицей Дня славянской письменности стал Новосибирск. Впервые центр праздничных торжеств перешагнул границы европейской части России, и это не случайно. Новосибирск считается культурной столицей Сибири. Здесь находится одно из крупнейших в мире собрание славянских рукописных и старопечатных книг. Город славится наукой, множеством открытий в области славянской истории и филологии. Сибирская земля хранит память о православных миссионерах, шедших по пути апостольского служения Солунских братьев.

Обычно в этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий возглавляет торжества в столице, где служится молебен в Успенском соборе Московского Кремля и совершается крестный ход к памятнику Кириллу и Мефодию. Но в этом году Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил торжества в Новосибирске. Первый раз Патриарх Алексий посетил этот город одиннадцать лет назад, когда освящал возрожденный собор Александра Невского.

99,28 Kb [473X640]Накануне торжеств Патриарх принял участие в международной конференции “Славянский мир: общность и многообразие”. В Новосибирском Академгородке он представил научной общественности города первые четыре тома “Православной энциклопедии” — крупнейшего научно-богословского и церковно-исторического проекта, в работе над которым принимают участие и ученые Сибирского отделения РАН.

“Я считаю, что то средостение, которое образовывалось в течение 70-ти лет, разрушается. И мы сегодня во многих вопросах являемся партнерами. Например, издание “Православной энциклопедии”, этого многотомного свода знаний. Мы работаем над ним вместе: и светские ученые, и духовные. Мы вновь возродили совместно с мэром Москвы и президентом Академии наук РФ Юрием Сергеевичем Осиповым премии митрополита Макария (Булгакова), которые до революции были очень престижными премиями. Их давали за выдающиеся достижения в области истории. Мы сейчас восстановили эти премии и каждые два года вручаем их многим и многим ученым, которые внесли свой вклад в историю Церкви, в историю России, в историю Москвы. Так что сотрудничество мы осуществляем и сегодня не рассматриваем друг друга как оппонентов, а видим друг в друге сотрудников”, — подчеркнул Святейший Патриарх, отвечая на вопрос о сотрудничестве Церкви и науки. Руководитель СО РАН Николай Добрецов добавил: “Новосибирск и Новосибирский научный центр — третий после Москвы и Петербурга центр археографии и славистики. И здесь, кроме участия в создании “Православной энциклопедии”, собираются, сохраняются, вводятся в научный оборот древние рукописи и книгопечатные издания XVI—XVII веков. Это и научная, и одновременно очень важная для Церкви деятельность. Это один из примеров, где мы сотрудничаем по существу. Мы с владыкой Тихоном обсуждали этот вопрос и пришли к общему мнению, что сегодня, когда мораль в значительной степени поколеблена, очень важно взаимодействие и в вопросах морали. Христианская мораль и научная мораль во многом совпадают. Это не означает, что мы идентичны по нашим целям, но сегодня есть очень много областей, в которых наше сотрудничество необходимо и полезно для нашего российского народа”. Во время обсуждений были затронуты и вопросы о судьбах славянской культуры в эпоху глобализации. “Глобализация, — отметил министр культуры РФ Михаил Швыдкой, — несет угрозу любой культуре, и англоязычной тоже. Если вы поговорите с американскими интеллектуалами, они так же будут сетовать на угрозу глобализации, угрозу упрощения понимания жизни, которую несет массовая культура, как граждане Франции, Германии или России. Сегодня, мне кажется, нам необходимо понять, что славянский мир представляет собой некое единство. Я говорю не только о единстве православия, я говорю о единстве славянского мира. И в Словении, и в Хорватии, и в Словакии говорят о том, что глобализация — это угроза славянской культуре, поэтому нужно приложить усилия для того, чтобы объединить славянский мир и сохранить эту культуру. Это вовсе не означает возрождения идеи панславянизма. Это уже было в истории и не принесло ожидаемых результатов. Я не могу вмешиваться в дела конфессий, но сегодня необходимо создать некое православное славянское единство, необходимы некие общественные, негосударственные структуры, которые бы занимались сохранением идентичности этого мира, безусловно, подвергающегося сегодня разного рода угрозам и вызовам. И должен вам сказать, что опыт общения с министрами культыры различных славянских старн подсказывает, что в конце этого года, или в начале следующего некое культурное объединение славян, возможно, будет создано. Эта инициатива исходит, я подчеркиваю, не только от России. И я считаю, что глобализация, которая несет огромное количество позитивных ценностей, тем не менее должна быть уравновешена вниманием к своим корням. Глобализация является угрозой для самоидентичности народов”.

49,56 Kb [397X470]В тот же день на всенощном бдении в кафедральном Вознесенском соборе было совершено прославление сибирских новомучеников — священников Николая Ермолова и Иннокентия Кикина, расстрелянных в 1937 году.

Кульминацией праздничных торжеств стал крестный ход 24 мая, который возглавил Святейший Патриарх. 12 тысяч человек прошли от Вознесенского собора по Красному проспекту к Свято-Никольской часовне, а всего в крестном ходе приняло участие более 25 тысяч человек. Здесь состоялся молебен свв. Кириллу и Мефодию. Губернатор Калуги — предыдущей столицы праздника — передал главе администрации Новосибирской области Виктору Толоконскому вечевой колокол. С 1998 года этот колокол — символ Дней славянской письменности и культуры. После молебна торжества продолжились театрализованным открытым уроком “Из истории государства Российского” для школьников, отметивших последний звонок. В Первомайском сквере был организован народный праздник, на площади Ленина состоялся концерт. Обширными и разнообразными были молодежная развлекательная программа и концерт фольклорных коллективов. В Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета состоялось музыкально-драматическое действо “Страна высоких вдохновений”. День завершился праздничным фейерверком. Многие участники праздника выразили надежду, что нынешние торжества дадут новый толчок Дням славянской письменности и культуры, послужат духовному развитию жителей Новосибирска и всей России.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://