№ 11 (288) июнь 2004 / Крупным планом

Следующая статья...»

Я должен обеспечить точность, безопасность и комфорт

В последние годы мы часто видим Святейшего Патриарха Алексия во время праздничных богослужений, на торжественных мероприятиях, приемах, где он решает важнейшие вопросы с первыми лицами государства или различными зарубежными представителями. Однако в окружении Патриарха есть люди, присутствие которых незаметно стороннему наблюдателю, но именно они обеспечивают и поддерживают безопасные и комфортные условия для его работы. Сегодня мы беседуем с водителем Патриарха Александром Федотовым.

— Александр Дмитриевич, большинство из нас считает, что Патриарха окружают неординарные люди. Вы один из тех, кто видит Святейшего и общается с ним практически каждый день. Расскажите немного о себе.

— Вы знаете, я столько времени провел за рулем автомобиля, что уже не мыслю своей жизни без него. Для меня это не просто «железо». Машина — это и мой друг, которого я понимаю с полуслова, ощущаю его, если можно так сказать, самочувствие и настроение, и мой дом, потому что в ней я провожу значительную часть времени. Мой общий водительский стаж составляет почти 40 лет. В Патриархии работаю с 1978 года. Двенадцать лет был водителем у Патриарха Пимена. Когда Патриархом стал Алексий II, я начал обслуживать его. Сопровождая Патриарха, я объездил полстраны, во всяком случае, в центральной части России, наверное, нет такой области, где бы мы не побывали.

— На каких машинах вам довелось работать?

— Вообще, для нормальной работы необходимо, как минимум, два автомобиля — основной и резервный. Когда я пришел в Патриархию, здесь были две «Чайки», на которых ездил Патриарх Пимен. Потом появились «ЗИЛы». Патриарх Алексий II поначалу ездил на «ЗИЛ-115» — это такой большой правительственный лимузин. Сейчас в гараже Патриархии есть и иномарки, в частности БМВ. Водителей у Патриарха тоже двое. Мой сменщик Владимир Михайлович Ивановский выходит на подмену, когда у меня выходной.

— Александр Дмитриевич, сейчас по Москве проехать непросто: машин столько, что постоянно попадаешь в пробки. Как вам удается не выбиваться из графика и вовремя доставлять Патриарха на ответственные мероприятия?  

— Конечно, раньше транспорта в столице было меньше, и мы работали без обеспечения. Выбирать маршрут и режим движения приходилось мне. Безусловно, это накладывало особую ответственность, потому что водитель Патриарха должен был  обеспечить точность, стопроцентную безопасность и комфорт. Сейчас мы ездим с сопровождением, нам дают зеленую улицу. Без этого нельзя — иначе замучились бы в пробках стоять.

— А в дорожно-транспортные происшествия случалось попадать?

— Всякое бывало, но, что удивительно, за столько лет ни разу не было ДТП по нашей вине. Как-то раз был случай, когда я мог избежать столкновения, но для этого должен был применить экстренное торможение. Я не стал рисковать, потому что при такой ситуации пассажир может удариться и получить травму. Главное — безопасность Патриарха, а машину всегда можно отремонтировать. Во всех случаях Святейший абсолютно спокоен, ни разу не попрекнул меня, даже голоса не повысил. Он очень выдержанный человек.

— Александр Дмитриевич, за 40 лет работы в Патриархии вы знали многих людей. О ком вам хотелось бы вспомнить?

— В то время, когда я поступил работать в Патриархию, действующих монастырей и церквей было не так много, поэтому мы друг друга почти все знали. В Новодевичьем существовала мастерская по изготовлению церковной утвари — я и там практически со всеми был знаком. В Патриархии всегда работали очень порядочные, достойные люди — это отличительная черта.

Из своих коллег особо вспоминаю Марью Дмитриевну. Это просто уникальный случай. В шестидесятые годы она какое-то время работала водителем у Патриарха Пимена — тогда он еще был митрополитом. Она возила его на «ЗИМе». Интересная, скажу я вам, была женщина. Очень любила машину, водила ее профессионально, знала технику досконально. Тогда ведь не было автосервиса, ремонтной базы, так что она подчас ремонтировала автомобиль сама.

— В вашей работе наверняка есть тонкости, о которых посторонние люди даже не догадываются.

— Конечно, есть. Я до Патриархии 10 лет работал водителем на одном из оборонных предприятий и дружил с Геннадием Федотовичем Красноголовцевым — сейчас он начальник гаража Патриархии. Именно Геннадий Федотович позвал меня сюда. Он же и обучал меня тем особенностям, которые должен знать водитель Патриарха. Машину нужно вести плавно, избегать неровностей, резких поворотов. Когда Патриарх выходит из машины, обязательно нужно обратить внимание, с какой стороны находится нужный ему подъезд. Бывает, что подъезд слева, а он выходит через правую дверцу автомобиля. Значит, надо подождать, пока Святейший немного отойдет, чтобы не испачкать его облачение. Потом нужно отъехать на определенное расстояние и, если необходимо, достать дипломат или какие-то вещи. В общем, в нашей работе масса секретов, которые познаются годами.

— Говорят, что первые впечатления — самые сильные и правильные. Вспомните, когда вы впервые встретились с Патриархом Алексием, при каких обстоятельствах?

— Мне трудно сказать, сколько лет я знаком со Святейшим Патриархом. Я знал его еще тогда, когда он возглавлял Таллинскую епархию. В те годы во время одного из своих отпусков я ездил в Пюхтицкий монастырь, чтобы помочь там в гараже. А тогда в Пюхтицах стоял «ЗИМ», на котором он ездил. Вы знаете, он очень любил  машину и профессионально водил ее. И вот как-то произошел такой случай. Он поехал на машине из монастыря, а через какое-то время игумения присылает ко мне посыльного: нужна помощь, у владыки машина сломалась. Мы взяли инструменты и поехали вдвоем. Обнаружили неисправность, машину починили. Нас очень тепло поблагодарили. Это, наверное, был первый случай, когда я ближе познакомился со Святейшим. До этого мы много раз встречались в Патриархии, но близко не общались.

— Сейчас вы видите Патриарха практически ежедневно. Расскажите о своих впечатлениях от общения со Святейшим?

— Это очень трудолюбивый человек, с хорошим чувством юмора. Он говорит всегда спокойно, никогда не повышает голоса. У него хорошая речь, его просто приятно слушать. Очень уважительно относится к обслуживающему персоналу. Ни разу не ругал меня за какие-то промашки. Я ведь поначалу неопытный был. Начнет Патриарх спокойно, размеренно говорить, а я в каждую его паузу слово вставляю, вклиниваюсь. Он никогда меня не перебивал. Всегда терпеливо выслушает и дальше продолжает говорить. Потом, конечно, и я научился правильно общаться.

Святейший много раз помогал мне. Конечно, в большинстве случаев я стараюсь все вопросы решать самостоятельно, но иногда бывают безвыходные ситуации, и я, каюсь, пользуюсь возможностью обратиться к нему. Патриарх очень внимателен ко всем просьбам, и не только моим. Всегда старается помочь, ни разу не отказал.

— Александр Дмитриевич, у вас ведь, наверное, ненормированный рабочий день. Сколько времени вы проводите со Святейшим?

— Рабочий график у Патриарха расписан настолько плотно, что бывают дни, когда я привожу его домой после 11 часов вечера. Мы уже с ног валимся, а я знаю, что он приезжает и еще продолжает работать с бумагами. Сейчас даже во время движения по Москве мы почти не разговариваем, потому что Патриарх и в машине работает: читает документы, отвечает на многочисленные звонки.

Я очень люблю ездить со Святейшим по монастырям. Где мы только ни бывали! И везде по всей стране его любят, уважают и встречают тепло. Командировки, как правило, очень интересные и насыщенные. Все мероприятия расписаны с 8 часов утра. Как-то раз я увидел программу, в которой было написано: отдых — 30 минут. Представляете, в каком напряженном ритме живет и работает Патриарх! Нам легче — мы в машине можем отдохнуть. А он всегда на виду, в окружении множества людей, выслушивает, решает непростые вопросы, помогает. На нем лежит колоссальная нагрузка — те, кто рядом с Патриархом, ощущают это на себе. Святейший работает с величайшей самоотдачей.

Годы, проведенные рядом с ним, многому научили меня. Это очень напряженное, но счастливое время, и оно останется в памяти навсегда.

Беседовала Светлана Рябкова

Следующая статья...»

№ 16 (245) август 2002


№ 23 (252) декабрь 2002 года.


№ 3 (256) февраль 2003 года.


№ 6 (283) март 2004


№ 10 (287) май 2004


№ 11 (288) июнь 2004
Я должен обеспечить точность, безопасность и комфорт


№ 23(300) декабрь 2004


№ 8 (309) апрель-май 2005


№ 11 (312) июнь 2005


№ 22 (323) ноябрь 2005


№ 5 (330) март 2006


№ 8 (333) апрель 2006


№ 23 (348) декабрь


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 5(378) март 2008


№ 8 (309) апрель-май 2005


№ 6 (283) март 2004


№ 3 (256) февраль 2003 года.


№ 21 (250) октябрь 2002 года

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика