Церковный вестник


№ 3 (280) январь 2004 / Образование

Ольга Янушкявичене, автор учебника «Основы нравственности»: Основы православной культуры – альтернатива проповеди атеизма

— Ольга Леонидовна, вы уже несколько лет преподаете основы православия в литовской государственной школе. Как вы думаете, почему в Литве не было такой острой дискуссии вокруг этого предмета?

— Действительно, я уже пятнадцатый год преподаю то, что можно назвать «Основами православной культуры». У нас в Литве этот предмет называется «Основы православной религии». Это не факультатив, предмет существует в сетке часов: в литовских школах преподают основы католической религии, а в русских — православной. У нас этот опыт идет с опорой на западных коллег. Например, в Финляндии даже при наличии только одного православного ребенка в классе ему дают учителя, чтобы он мог слушать уроки той религии, к которой он принадлежит. У финнов этот предмет называется «основы нравственности» и делится на две части: этику и религию. Так снимается проблема преподавания религии в светской школе. Если ребенок не хочет заниматься основами религии, он может идти в другую группу и на том же уроке, на котором кто-то изучает религию, учить этику. Но сам урок обязателен, он стоит в сетке часов, и это существенно, потому что на факультативное занятие собрать детей сложно.

— Какие учебные пособия вы используете? И что вы можете рекомендовать своим коллегам в России?

— Основной учебник, которым пользуюсь я, это наш учебник «Основы нравственности» для старших классов, а для младших классов я написала учебник «Дерево доброе». Но, конечно, практически у каждого учителя есть какие-то свои наработки.

Пока из того, что я видела, мне больше всего понравился учебник отца Сергия Коротких из Калиниграда. Учебник Аллы Бородиной для 6—7-х классов, на мой взгляд, неудовлетворителен. Во-первых, по своему стилю: хотя учебник рассчитан на подростков, все написано в таких сладких тонах, которые подростки не воспринимают. Кроме того, если ребенок изучал основы православной культуры с первого класса, то все, что написано в этом учебнике, он уже знает. Учебник Л.Шевченко для первого класса мне тоже не очень понравился, прежде всего — своей эклектичностью. Перескакивание с одной темы на другую внутренне не обосновано. Создается впечатление, что автор мало работал непосредственно с детьми и не чувствует их реакции.

— Один из аргументов противников преподавания православной культуры в школе заключается в том, что любые попытки привить ученикам светской школы основы нравственности оборачиваются профанацией. Что вы об этом думаете?

— Если получается профанация, то это проблема конкретного учителя, а не предмета. Я могу сказать, что эти уроки для меня в радость. Я ведь еще преподаю в университете математику. А эти уроки — просто моя радостная встреча с детьми, причем встреча на очень важную тему, ведь мы говорим о Боге. Если я честно прихожу на урок, радуясь тому, что есть Бог и он нас любит, а дети эту радость чувствуют, то какая уж тут может быть профанация?

— Воцерковляются ли дети из неверующих семей, ходившие на ваши уроки?

— Да, таких примеров немало. Я когда-то основала воскресную школу, и сейчас продолжаю в ней преподавать. У нас около 130 учеников, причем старшим уже около 24 лет. Это вполне взрослые люди, многие уже женаты, но как пошло с малых лет, так и осталось: у нас получилась полноценная община при храме. Мир очень страдает от того, что он разодран. Но ведь в каждом живет память о первоначальном братстве с другими людьми, которое было дано Богом. Раздробленность человека угнетает. То, что у нас есть друзья, родственные по духу люди, это очень важно.

— Следили ли вы за общественной дискуссией, развернувшейся в России по поводу введения предмета «Основы  православной культуры» в школьную программу?

— Нет, я ни за чем не следила, всего не успеть. Я непосредственно преподаю и чувствую, вижу, что это приносит плоды. И я пишу книги для преподавания этого предмета, силы на это уходят. А политические дискуссии важны, но ими должны заниматься, как и любым делом, профессионалы.

— Что бы вы ответили тем, кто считает, что раз Церковь отделена от государства, то и в школе православию не место?

— Религиозная проповедь шла все годы советской власти, но это была проповедь с обратным знаком. Урок «Основ православной культуры» в светской школе — это совсем не то, что преподают в воскресных школах, где дети уже определились, а скорее альтернатива проповеди атеизма, которая подспудно идет в школе на каждом уроке. Фактически, это указание на то, что существует и другая точка зрения. Ребенку полезно знать, что веками люди жили иначе, чем об этом им говорится в светской школе. Было бы честно иметь возможность об этом сказать. Принуждения к религии на этом уроке быть не может. Если ребенок не сделал свой выбор и не ходит в храм, то о какой религиозной жизни может идти речь? Но пусть он знает, что есть люди, которые живут иначе. 

— Вы каждый год приезжаете на Рождественские чтения. Что вы ожидаете от этого форума, и оправдывает ли он ваши ожидания?

— Пожалуй, Чтения этого года мне понравились менее предыдущих. Во-первых, чувствуется некоторая неорганизованность в тематике: очень много секций с почти одинаковыми названиями. В прошлом году на аналогичных чтениях у меня сложилось очень хорошее впечатление от того, что люди пытаются анализировать ошибки, и это звучало не только в докладах, но и в личном общении. В первые годы была своеобразная эйфория от того, что вообще что-то получается, потом началось разочарование из-за ошибок, и только в прошлом году пошел анализ. С точки зрения педагогической практики, психологии намечались очень интересные диалоги. Сейчас, к сожалению, наблюдается явный спад. Я не знаю, с чем это связано: может быть, все уже привыкли или просто устали.

Сейчас мы вместе с педагогами из Петербурга и Подмосковья — людьми, которые имеют реальный опыт преподавания детям, — пытаемся составить типовую программу по основам православной культуры. Это то, что мне действительно интересно и что делает мое пребывание в Москве полезным.

Беседовала Ксения Лученко



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://