№ 1-2 (278-279) январь 2004 / Образование

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Семинар «Детская книга»

Елена Тростникова,заведующая Отделом детской литературы Издательского Совета Русской Православной Церкви, руководитель семинара:

В прошлом году в рамках Рождественских чтений мы впервые провели «круглый стол» по православной детской литературе. Обсуждение собрало около полусотни участников, среди которых были писатели, православные и светские книгоиздатели, книгораспространители, художники, преподаватели, библиотекари, журналисты. Участники заседания дружно поддержали идею объединения усилий всех, кому дорога детская православная литература.

Однако хотя в истекшем году контакты между издателями и продолжались, они не вылились ни в один совместный проект. Единственной реальной работой по координации деятельности стала экспертиза книг, поступивших на конкурс «Православная книга года». При этом организация деятельности экспертов легла на Издательский Совет Русской Православной Церкви, а крупные издательства «Детская литература» и «Дрофа+», которые вроде бы так стремились к сотрудничеству, даже не представили своих книг на конкурс.

 Поэтому теперь мы решили провести нашу секцию на Рождественских чтениях в форме семинара, то есть придать ей более рабочий характер. В программу семинара входит обсуждение следующих проблем:

1. Место православной литературы для детей на «светском» рынке и общий «золотой запас» детской литературы на «церковном» рынке

Определившись в том, как участники видят эту проблему, мы затем должны наметить конкретные формы взаимодействия и сотрудничества. А именно: как церковные издатели могут помочь светским грамотно выстроить свою издательскую политику на «церковном» поле, как проводить духовную экспертизу, и т.д. Важно осознать, что здесь перед нами открывается сфера не конкуренции, а совершенно необходимого сотрудничества светских и церковных книгоиздателей.

2. Катехизационные книги

Вероучительным книгам для детей часто присущ один из двух недостатков: либо они очень скучны и оставляют ребенка равнодушным, не давая ему почвы ни для какой деятельности, кроме «усвоения материала», либо, сохраняя занимательность, не вполне грамотны не только с богословской, но и с педагогической точки зрения. Почти нет изданий, способных вовлечь детей в живую мыслительную или ручную деятельность. Как создавать такие пособия, чьи усилия для этого необходимы, какими возможностями мы уже располагаем, кто может и хочет принимать участие в подобных программах, — все это должно выявиться на семинаре.

3. Проблемы детских книг житийной тематики

Между сциллой развлекательности и харибдой псевдоблагочестивого, отрешенного от реального юного читателя нравоучительного повествования пролегает подлинный царский путь, выдержать который удается пока немногим. А ведь детских (часто — псевдодетских) книг на основе житий святых выходит все больше. Тут нам предстоит серьезный редакторский диспут, рабочим итогом которого должно стать выделение главных для литературы подобного рода идеологических и творческих принципов.

4. «Детская Библия»: пути и опыты

Сегодня мы располагаем неоднократно переиздававшимися дореволюционными детскими Библиями, широко тиражированными протестантскими изданиями и пока еще очень небольшим опытом создания современных православных версий. Этот опыт нуждается в распространении и развитии. Именно в детской Библии, которая может существовать в разных форматах, имеется очень большая заинтересованность издателей, и на семинаре есть возможность наметить программы действий и договориться о намерениях.

5. Патриотическая тема в детской православной книге

Очень часто в книгах патриотической направленности провозглашаемое авторами православие странным образом отступает на второй план. Яркий пример — когда в рассказе об Александре Невском остаются битвы, но почти не упоминаются чудеса. Что и как можно противопоставить такому творчеству невоцерковившихся полуверующих авторов, в чем заключается православный патриотизм, какие увлекательные, живые патриотические книги, игры и пособия можно создавать и что для этого делать — непременно будет обсуждено на семинаре.

6. Другие актуальные вопросы

В качестве основных выделю два: подступы к созданию «рынку авторских предложений» и проблема обучения, передачи опыта, формирования кадров. Возможно, несколько утопичная мечта, высказанная мною еще на прошлых Рождественских чтениях, — организовать учебный семинар для редакторов православной литературы, — найдет поддержку у собрания профессионально заинтересованных в этом людей.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007






№ 18(367) сентябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007



№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 6(379) март 2008


№ 7(380) апрель 2008




№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 15-16 (364-365) август 2007




№ 1-2 (326-327) январь 2006


№ 1-2 (278-279) январь 2004



№ 9-10 (262-263) май 2003 г.




ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика