Церковный вестник


№ 6 (283) март 2004 / Обитель

В память о чудесном спасении императора

Александровский женский монастырь считается самым удаленным в Московской области. Расположен он в селе Маклаково, в тридцати километрах от районного центра Талдом, на севере Подмосковья, на границе с Тверской областью. Но добраться до монастыря несложно. Сюда, в эту типичную российскую глубинку, ведет замечательная асфальтированная дорога. За километр до монастыря шоссе делает несколько крутых виражей, и за одним из поворотов неожиданно открывается сказочный вид: прямо у дороги сверкает куполами небольшая деревянная церковь, невдалеке возвышается большой старинный собор, а дальше — необъятные поля, река Хотча и кромка леса на горизонте.

Александровский монастырь был построен купцом Иваном Даниловичем Бачуриным в память о чудесном спасении императора Александра II и его семейства во время железнодорожной катастрофы на станции Борки 17 октября 1888 года. Несколько вагонов императорского поезда тогда перевернулись, многие из сопровождавших Александра II погибли или сильно пострадали. Однако сам царь и его дети остались невредимы.

Именно после этого события по указу Священного Синода от 4 сентября 1895 года в Маклаково была открыта женская община, впоследствии переименованная в монастырь. При монастыре действовали два храма. Большой соборный был посвящен памяти святого благоверного князя Александра Невского и имел два придела — во имя Святителя Николая и во имя преподобного Иоанна Лествичника. В 1895 году был построен также домовой храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Сама икона, перенесенная со старого Афона, хранилась здесь с особым почитанием.

В 1913 году в обители было 8 монахинь, 50 рясофорных послушниц и 60 человек, живущих на испытании. Кроме того, 40 сестер жили на подворье в Петрограде. Купец Бачурин помимо средств на постройку храмов пожертвовал обители значительное количество земель. При монастыре имелись церковно-приходская школа и богадельня.

После революции монастырь был закрыт. Каменный двухэтажный корпус, в котором находился домовой храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», отдали под больницу; в настоятельском корпусе разместилась школа. Еще один большой двухэтажный корпус, невдалеке от соборного храма, стал использоваться как жилой дом для колхозников. Из трех деревянных домиков, расположенных за монастырской оградой, два были отданы под жилье колхозникам, а в третьем разместили почту.

Восстановление обители началось в 1993 году. Сначала по благословению митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия в Маклаково был открыт православный приход, а в 1996 году Священный Синод благословил открытие Александровского женского монастыря, настоятельницей которого стала монахиня Елизавета.

Матушка Елизавета до этого прожила восемь лет в монастыре в Коломне, а о своих первых днях на талдомской земле она вспоминает так:

«К моменту открытия монастыря ограды не существовало. Двухэтажное каменное здание, используемое под больницу, превратилось в базу отдыха. Школу из-за отсутствия детей закрыли, и корпус, в котором она располагалась, перешел в частную собственность. Соборный храм находился в полуразрушенном состоянии. Поначалу казалось, что нашими незначительными силами восстановить все это невозможно. Но Господь так все управляет, что мы только удивляемся тому, как много удалось сделать с Божьей помощью за эти годы».

Сейчас монастырь обнесен  красивой кирпичной оградой, а территория обители очень грамотно распланирована. Кельи монахинь расположены по центру. Это удобно с функциональной точки зрения и в то же время имеет глубокий духовный смысл. «Батюшка сказал мне: строй кельи так, чтобы из их окон можно было чаще видеть храм, — рассказывает настоятельница. — Вот мы и построили кельи в середине, а по обе стороны стоят храмы».

Соборный храм сейчас активно восстанавливается. Объем работ здесь просто колоссальный, поскольку собор имеет внушительные размеры. В храм ведут массивные деревянные двери, внутри много простора, воздуха, света, взлетают под купол высокие арки. Главный иконостас и киоты под иконы выполнены в едином стиле из металла, два боковых иконостаса монтируются — они более воздушные, облегченные. Здесь изумительная акустика: высокий, чистый голос матушки Елизаветы буквально взмывает вверх, звенит и рассыпается.

Второй монастырский храм — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — выглядит скромным, домашним, но очень уютным. Он построен из дерева, здесь легко и свободно дышится. Рядом — такая же уютная деревянная крестильня.

В монастыре бережно хранятся частицы святых мощей Александра Невского, Елизаветы Феодоровны, Макария Калязинского, Сергия Серебрянского, Мина Кипрского.

«У нас удивительные места, — считает матушка Елизавета. — По дороге, которая идет мимо обители, машины ездят довольно редко. Автобус доходит до деревни, там разворачивается и идет обратно. Поэтому своего прихода у монастыря практически нет, и зимой мы живем почти в полном одиночестве. Но тишина и уникальная, экологически чистая природа Талдомского района влекут сюда отдыхающих. В последние годы за речкой Хотча, как грибы, растут многочисленные дачные поселки. Летом здесь много бывает москвичей. Мы рады той посильной помощи, которую оказывают нам эти люди. Ситуации бывают самые разные. Одна москвичка хотела пожертвовать средства, чтобы сделать отопление в соборе. Однако нам в первоочередном порядке нужен был водоотвод. Мы вместе обсудили этот вопрос, посоветовались, и женщина согласилась финансировать весь объем работ. Теперь мы служим в соборе не только летом, но и зимой имеем возможность обогреть его и провести службы во время больших праздников.

С боязнью и волнением приступали мы к выполнению работ на кровле собора. Отремонтировать качественно и аккуратно кровлю на высоте несколько десятков метров может не каждый строитель. Нужны были специалисты высокого уровня, согласные работать за умеренную плату. Кто возьмет на себя такой труд? Мы молились, и нашлась бригада строителей, которые сделали все быстро и грамотно».

Сейчас в монастыре живут около 30 сестер. Монахини много работают с талдомскими детьми, обучая их духовным песнопениям. При Талдомском лицее даже открыто специальное отделение, занятия в котором ведут сестры обители.

Объем работы, который выполняют сестры, просто поражает. В монастыре около 30 гектаров земли, есть пасека, которая, по словам настоятельницы, «требует творчества и особого подхода», несколько коров, а значит, выпас и сенокос. Сестры занимаются рукоделием, бисероплетением, расписывают посуду, делают прекрасные резные шкатулки и пасхальные яйца. «Наши сестры, — говорит матушка Елизавета, — и за рулем автомобиля, и за компьютером. Любую физическую работу могут выполнить сами. Трудиться приходится много, сестры выполняют разнообразные послушания. И все-таки главным в монастыре является молитва».

О том, какими путями приходят люди в обитель и как они воспитываются здесь духовно, мы поговорили с матушкой Елизаветой особенно подробно.

«Господь по-разному приводит женщин в наш монастырь. Многие приходят, присматриваются, но боятся окончательно расстаться с мирской жизнью. А затем видят, что здесь к ним относятся по-доброму, с любовью, и остаются. Есть у нас, если так можно сказать, и целые семейные династии. Все начинают с посильного послушания. А затем человек совершенствуется, постигает азы духовной жизни. Я всегда стараюсь внимательно следить за духовным ростом сестер, помочь начинающим, поддержать их советом, добрым словом. Ведь монашество — это своего рода профессия, которой нужно научиться, обрести опыт, достичь совершенства, и уходят на это годы, десятилетия. Когда в сердце закрывается клапан для восприятия мирских наслаждений, тогда человек начинает воспринимать духовные радости, иначе смотреть на свою жизнь. Как достичь этого? Прежде всего миром и любовью к ближним. В обычной жизни на каждом шагу масса искушений, а в монастыре — радость и мир о Господе. Торжественная служба умиляет душу и располагает ее сильнее чувствовать благодать. А у нас в обители сама природа способствует тихой, уединенной, сосредоточенной молитве.

Говорят, что монашество — это образ покаяния. В этом суть монашеской жизни. Только смирившись и покаявшись, человек приближается к Богу, делает шаг к самопознанию, очищению от прошлой греховной жизни».

С особым волнением настоятельница и сестры Александровского монастыря рассказывали о недавнем визите управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Владыка отслужил в соборе литургию Преждеосвященных даров, а потом наградил активных помощников монастыря епископскими грамотами. Сестры обители вручили благоустроителям монастыря расписанные своими руками чашки и мед, собранный на монастырской пасеке.

Прощаясь, матушка Елизавета и нам подарила баночку вкуснейшего, целебного монастырского меда.

«Приезжайте в наш монастырь, — сказала она, — особенно летом, здесь такая благодать. Отдохнете душой, наберетесь сил, почувствуете себя иначе. Ощутите изнутри нашу монашескую жизнь. Конечна, она нелегка, но несет в себе великие радости и утешения, о которых люди, живущие в миру, подчас и не догадываются».

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://