Церковный вестник


№ 18(271) сентябрь 2003 / Обитель

Печаль ратная

 

Молитвенный памятник

Спасо-Бородинский женский общежительный монастырь находится в селе Семеновское, прямо на Бородинском поле.

Создание этого монастыря тесно связано с историей духовного подвига Маргариты Михайловны Тучковой. 8 сентября (26 августа) 1812 года в бою, поднимая свои полки в атаку, погиб командир пехотной бригады генерал-майор Александр Тучков. Его вдова, Маргарита Тучкова, долго искала тело мужа на поле битвы, но тщетно. Решив увековечить память о супруге и всех погибших в этой кровавой битве, Маргарита Михайловна в 1818 году начинает строительство первого храма будущего монастыря. В 1820 году на месте гибели генерала Тучкова была построена небольшая церковь во имя Спаса Нерукотворного.

Спустя еще несколько лет, после смерти своего 15-летнего единственного сына, Маргарита Михайловна решила посвятить себя служению Богу. Испросив благословения и продав свое имущество, она возвела рядом с часовней монастырские постройки. Так Маргарита Михайловна Тучкова стала монахиней Марией и первой игуменией монастыря, получившего имя Спасо-Бородинского. В 1852 году матушка Мария скончалась в возрасте 72 лет, оставив после себя завещание, чтобы, пока стоит обитель, в ней шло поминовение всех воинов, погибших на Бородинском поле.

Обитель освящал и особо ей покровительствовал митрополит Московский Филарет, ныне причисленный к лику святых. В монастыре хранится частица его святых мощей.

«Да пребудут во веки веков в памяти народной высокие примеры военной и гражданской доблести предков в Отечественную войну, да воодушевятся сими примерами все верные сыны России в доблестном служении Родине...» — 26 августа 1912 года император Николай II поставил свою подпись под этими словами специального Высочайшего Манифеста. Вся Царская семья, а также сестра императрицы Елизавета Феодоровна посетили Бородинское поле в день 100-летия битвы.

Торжества начались 25 августа крестным ходом со Смоленской иконой Божией Матери вдоль фронта выстроенных в поле войск — «в воспоминание такого же события накануне Бородинского сражения».  

В монастыре жило много монахинь, угодивших Богу своей подвижнической жизнью. С этой обителью связаны имена схимонахини Сарры и преподобной Рахили, в 1996 году прославленной в лике местночтимых святых (память 27 сентября / 10 октября).

В 20-х годах прошлого столетия монастырь был закрыт и разорен. В стенах бывшей обители размещались школа и турбаза, храмы стояли пустые.

Новое рождение монастырской жизни произошло только в 90-е годы XX века. Теперь это действующий монастырь, в котором до сих пор живут традиции, заложенные основательницей монастыря.

 

Реставрация

Спасо-Бородинский монастырь признан историческим памятником федерального значения. Под духовным руководством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия несколько лет назад началась реставрация главного собора монастыря — Владимирского.

Бородинское сражение произошло в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери, установленного в память о спасении Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. И в память того «славного дня Бородина» Владимирский собор был заложен на территории обители еще при жизни игумении Марии — в 1851 году. Через восемь лет он был построен и освящен.

На стенах храма до сих видны следы от снарядов — это уже память о второй Отечественной войне. Шесть дней — с 12 по 18 октября 1941 года — солдаты 5-й армии вели на Бородинском поле ожесточенные бои с немецкими захватчиками, рвавшимися к Москве.

За годы опустошения монастыря в соборе были уничтожены почти все росписи, не сохранился иконостас. Несколько лет назад сестры монастыря начали приводить храм в порядок. Участие в реставрации приняла и группа компаний «Бородино», которая финансировала установление нового иконостаса и проведение работ по росписи храма. Впереди — реставрация монастырских храмов Спаса Нерукотворного, церкви святого Иоанна Предтечи. Помещения, в которых живут сестры, также требуют ремонта, переустраиваться должен и весь жилой комплекс.

Для воссоздания живописи Владимирского собора — в настоящее время единственного действующего храма монастыря — были приглашены мастера, которые расписывали Храм Христа Спасителя в Москве. Им пришлось по крупицам восстанавливать роспись храма — от первозданного убранства Владимирского собора остались лишь небольшие фрагменты. Чтобы максимально точно воссоздать его былой облик, живописные работы выполнялись в стиле и технике XIX века с сохранением изначальной тематики — покровительство Богородицы в войне и победа русских воинов.

В этом году были завершены работы по росписи барабана и парусов. В центре купола — Спас Вседержитель, благословляющий правой рукой. Ниже — двенадцать апостолов, в парусах — четыре евангелиста. Почти над самым иконостасом выполнена роспись четырех наград Отечественной войны 1812 года — орденов святого Георгия, святого князя Владимира, святой Анны и святого князя Александра Невского.

На вертикальных нишах будут изображены покровитель Кутузова святой Архистратиг Михаил, возглавляющий Небесное воинство, великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский и Феодор Стратилат. Образы преподобного Илии Муромца, благоверных князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Димитрия Донского, Бориса и Глеба, Даниила Московского, князя Владимира и княгини Ольги, святого Феодора Ушакова также появятся на стенах собора.

Разрабатывая концепцию росписи, реставраторы принимают во внимание как исторические условия, стилистику и специфику архитектуры храма, так и пожелания заказчика. «Мы занимались поиском аналогичных храмов того времени, сопоставляли росписи, особенности этого места — центра Бородинского поля,  рассказывает директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ Сергей Филатов. — Мы делаем воссоздание росписи в масляной технике, не отступая от традиционной технологии XIX века. Стиль нам диктовала та живопись, небольшой фрагмент которой сохранился в алтаре за иконостасом».

По планам мастеров, в северном своде будет написан сюжет Сретения Владимирской иконы Божией Матери, когда образ перевозили из Владимира в Москву в конце XIV века. Это связано с посвящением храма именно этой иконе Богоматери. В южном своде будет изображен сюжет «Димитрий Донской получает благословение от прп. Сергия Радонежского перед Куликовской битвой». В западном — моление Кутузова перед иконой Богоматери.

Ниже уровня хоров раньше был искусственный мрамор, который не сохранился. Поэтому нижние части храма будут либо декорированы либо таким же искусственном мрамором, либо имитирующей его росписью. В особом киоте будет помещено изображение Николы Можайского — святого, широко почитаемого на Руси, покровителя города Можайска.

В целом реставраторы стремятся воспроизвести интерьер храма в том виде, каким он был в конце XIX века.

В соборе одновременно работали от восьми до двенадцати человек. Работа распределялась не по участкам стен, а по этапам. Кто-то занимался только подготовкой поверхности под роспись, кто-то делал прорисовку образов, одежды, а кто-то писал лики. Таким образом, одновременно писался целый иконостас или ряды.

Эта же группа реставраторов возрождала интерьеры Успенского собора г. Дмитрова и церкви Димитрия Солунского в пос. Восточный Московской области. Недавно мастера во главе с Сергеем Филатовым приступили и к реставрации росписи храма Василия Блаженного на Красной площади. Раскрывая секреты уникальной технологии восстановления фасадной орнаментальной росписи храма, Сергей Филатов сказал: «Методика этой реставрации будет основана на использовании силикатного связующего. Связующей основой красок является жидкое стекло. Еще в XIX веке в Германии была проверена его стойкость к воздействию агрессивной внешней среды, влаги и копоти. Однако при этом должна точно соблюдаться технология шпаклевки, грунтовки, пропитки. На фасады будут нанесены особенно прочные и стойкие краски». В этом году, если позволит погода, мастера надеются выполнить небольшой участок орнаментальной росписи на одном из фасадов, чтобы проверить, как краски ведут себя в сложных условиях русской зимы. Работы будут продолжаться, предположительно, два летних сезона. Подобная технология росписи фасада в России уже применялась: в начале XX века в Новгороде в силикатной технике реставрировался Софийский собор.

 

День воинской славы

России

В этом году 8 сентября от Спасо-Бородинского монастыря прошел крестный ход к батарее Раевского и была отслужена панихида. Уже несколько лет этот день официально называется  Днем воинской славы России, и на Бородинское поле приезжают несколько тысяч человек — поучаствовать в военно-историческом фестивале «День Бородина», во время которого можно увидеть военно-историческую реконструкцию боевых действий 1812 года.

 

«Священны ваши имена»

Для игумении Таисии — настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря — имена Кутузова, других полководцев русской армии живы, как живы и все русские солдаты, погибшие в тот день двенадцатого года.

«Это место битвы — как Голгофа. Здесь столько жизней положено, все освящено кровью, — говорит матушка Таисия. — Солдаты, прежде чем идти в бой, служили молебны. У нас есть сложившаяся традиция, которая идет от первоначальницы обители матушки Марии (Тучковой). Ежедневно мы поминаем тех воинов, имена которых нам удалось достать. Эти списки постоянно пополняются. Читаем неусыпаемую псалтирь, совершаем утром и вечером литии — поминаем не только всех воинов, которые здесь сложили головы, но и сестер, которые уже потом несли в обители монастырское послушание».

Сотрудники Бородинского музея находит все новые имена павших солдат, и сестры заносят их в специальный синодик. Он есть у каждой монахини. Как матушка Рахиль, подвизавшаяся в монастыре, предсказывала сестрам, так и сбывается: воины в свою очередь молятся за обитель. И в монастыре чувствуют их благодатную помощь.

«Наша обитель открылась 11 августа 1992 года. Сюда переехали восемь человек из Новоголутвинова монастыря. Первая Божественная литургия была совершена через пять дней. Тогда во Владимирском соборе находилась экспозиция военно-исторического музея, и мы сразу начали, с Божией помощью, подготавливать храм к богослужениям. Помогали нам из окрестных храмов, из Можайска, привозили иконы, потому что у нас совершенно ничего не было. Сделали иконостас из ткани и палок, потом из фанеры. Зимой было очень холодно служить, ставили радиаторы», — вспоминает игумения Таисия.

Сейчас в обители 20 сестер. Жилищные условия очень плохие, и новых послушниц принять не могут. Не могут открыть и иконописную мастерскую. Пока в монастыре всего один священник, поэтому ежедневно службы совершать не получается.

Несмотря на многие сложности, монастырь занимается миссионерско-просветительской деятельностью. Сестры публикуют в местной газете статьи по церковной тематике, проводят занятия в воскресной школе и в близлежащих учебных заведениях, оказывают благотворительную помощь Уваровскому дому-интернату для умственно отсталых детей, принимают паломнические группы.

В своем слове при освящении обители 23 июля 1838 года митрополит Московский Филарет сказал: «Добрая была мысль, посвятить храм Богу на месте, где столь многие тысячи подвизавшихся за Веру, Царя и Отечество положили временную жизнь, в надежде восприять вечную...».

Не знаю случайно или нет, но стены монастыря, образуя квадрат, напоминают каре — боевой порядок войск, существовавший в XIX в. Наверное, все-таки не просто так: ведь веками Святая Русь укреплялась и спасалась этим единством — кровью воинов и молитвой иноков.

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://