№ 21 (250) октябрь 2002 года / Православный мир

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

В Москве открылось Сербское Подворье

На вопросы МЦВ отвечает настоятель сербского подворья в Москве архимандрит Антоний (Пантелич)

Настоятель сербского подворья в Москве архимандрит Антоний (Пантелич) был представлен Святейшему Патриарху Алексию Настоятель сербского подворья в Москве архимандрит Антоний (Пантелич) был представлен Святейшему Патриарху Алексию в январе 2002 года, во время визита в Москву делегации Сербской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Сербским Павлом. Архимандрит Антоний принял монашеский постриг в 1989 году во время учебы в Трехсвятительской духовной семинарии при монастыре Кырка. В 1992 году он поступил в Московскую духовную академию и закончил ее в 1996 году, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Современное положение Сербской Церкви — история Сербской Церкви с 1945 по 1995 гг.».

После возвращения в Сербию был назначен настоятелем монастыря Студеница. В 2000 году стал преподавателем Духовной академии и семинарии в городе Сербине. В это же время являлся настоятелем кафедрального собора в Сараево. В 2002 году распоряжением Синода Сербской Православной Церкви назначен представителем Святейшего Патриарха Павла в Москве.

— Отец Антоний, сколько студентов из Сербии обучаются сейчас в учебных заведениях Русской Православной Церкви?

— В Московской духовной академии обучается сейчас 13 студентов, в Петербургской — девять, и еще три девушки учатся на регентских курсах в Петербурге. В Сербии сейчас учатся три человека из Украинской Православной Церкви Московской Патриархии, и еще один аспирант был направлен ОВЦС, чтоб обучаться сербскому языку и изучать вопросы раскола между Македонской и Сербской Православными Церквями.

Сербская Церковь готова принять российских студентов, об этом говорится в письме Святейшего Патриарха Павла Святейшему Патриарху Алексию от 16 сентября 2002 года. Российские студенты могут обучаться на богословском факультете Сербской Православной Церкви в Белграде, в Сербинской духовной академии, которая находится в Боснии и Герцеговине, или на богословском факультете в городе Либертвилл в США. На этом факультете учатся сербские студенты, которые отправляются туда для изучения английского языка и знакомства с жизнью Православной Церкви в Америке. Для окормления сербской диаспоры в США существуют четыре епархии Сербской Православной Церкви.

—Желающие обучаться в Сербии должны обращаться непосредственно к вам?

— Они должны обращаться в ОВЦС. Через офис нашего подворья документы отправляются в Синод СПЦ, где принимается решение о назначении стипендии и направлении в церковное учебное заведение. Я также курирую всех сербских студентов, обучающихся в России.

— Как восприняли открытие сербского подворья московские сербы?

— К сожалению, пока еще очень немногие из более чем 50 тысяч сербов, официально проживающих в Москве, знают о существовании подворья, и большинство прихожан — это русские москвичи. Но на подворье уже сформировалась небольшая община из постоянных прихожан-сербов. Эти прихожане намерены в ближайшее время открыть воскресную школу для сербских детей. Богослужения в храме Петра и Павла у Яузских ворот совершаются ежедневно.

— Как вы оцениваете деятельность газеты «Сербский крест», которая рассказывала русскоязычным читателям о жизни сербского народа и Церкви? Сейчас она прекратила свое существование, однако вскоре выйдет под новым названием.

— Приходится признать, что в публикациях этой газеты систематически искажались факты, допускались оскорбительные и несправедливые высказывания в адрес священноначалия как Сербской, так и Русской Церквей. Сам тон этой газеты трудно назвать христианским. Поэтому, как представитель Сербской Православной Церкви, я официально заявляю, что Сербская Православная Церковь никакого отношения к этой газете не имеет и деятельность ее редакции не благословляет.

— Как складываются отношения Сербской Церкви с теми ее епархиями, которые после распада СФРЮ оказались за границей Сербии?

— Отношения между самостоятельными государствами, образовавшимися после распада СФРЮ, и Сербской Церковью складываются очень сложно. Сейчас все бывшие республики СФРЮ, ставшие суверенными государствами, хотят иметь свои самостоятельные Православные Церкви. Наиболее показательна проблема Македонской Церкви, которая отделилась от Сербской еще в 1964 году. Несмотря на это, Сербская Церковь не считает македонцев чужими. И это чувство солидарности еще больше усилилось после того, как Македония подверглась нападению албанских боевиков, когда разрушались православные храмы и осквернялись святыни, гибли от рук террористов мирные граждане.

После этих событий митрополит Велошский и Вардарский Иоанн от лица духовенства и мирян обратился к нашему Священному Синоду с просьбой о принятии в лоно Сербской Православной Церкви. Для рассмотрения этого прошения был созван внеочередной Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви, который принял решение о принятии митрополита Иоанна в лоно Сербской Православной Церкви в сущем сане и о назначении его правящим архиереем Охривской архиепископии и всей Македонии. Мы убеждены, что восстановление канонического общения между Сербской и Македонской Церквями будет благом для македонцев и сербов. Необходимо преодолеть изоляцию, в которой оказались православные македонцы.

Статус Македонской Православной Церкви, по нашему убеждению, должен стать предметом переговоров, и решение о нем должно основываться на нормах канонического права. На последних переговорах об этом, состоявшихся в городе Нише, архиереи Сербской и Македонской Церквей пришли к соглашению об административной и пастырской самостоятельности Македонской Церкви в рамках автономии по отношению к Сербской Церкви. Автономии, но не автокефалии.

— Почему за переговорами в Нише не последовало воссоединение Церквей?

— Потому что власти Македонии оказывают давление на Македонскую Церковь и препятствуют этому воссоединению. Подобные проблемы связаны и с позицией властей Черногории, которые активно поддерживают раскольников, возглавляемых бывшим священником Константинопольского Патриархата Мирошем Дедейчем. Цель та же — иметь самостоятельную Православную Церковь. При помощи болгарских раскольников Мирош Дедейч был рукоположен в епископы, произведен в сан митрополита и теперь как бы является предстоятелем самостоятельной Черногорской Церкви. Клир черногорских раскольников состоит исключительно из священников, изверженных из сана. Сербская Православная Церковь за грех раскола анафематствовала его. Русская Церковь также заявила о непризнании так называемой Черногорской Православной Церкви. Пользуясь поддержкой властей, раскольники захватили некоторые храмы в Черногории. Но Черногорская митрополия, возглавляемая митрополитом Амфилохием, несмотря на давление властей, не идет на отделение от Сербской Церкви.

— Состоятся ли в ближайшее время переговоры между представителями Сербской и Македонской Церквей, подобные Нишским?

— В Сербской и Македонской Церквях существуют богословские комиссии, занимающиеся вопросами воссоединения. Но проблема эта остается трудноразрешимой. При этом мы становимся свидетелями стремления церковного народа Македонии к воссоединению с Сербской Церковью, как это видно на примере инициативы митрополита Иоанна.

Беседовал
Алексей Сагань

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 20 (393) октябрь 2008





№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 12 (336) июнь 2006



№ 10 (335) май 2006



№ 5 (330) март 2006

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика