№ 13-14(266-267) июль2003 / История

Следующая статья...»

Торжества (часть I)

 

Когда мощи старца перекладывали в новый кипарисовый гроб, весь алтарь храма преподобных Зосимы и Савватия наполнился особым благоуханием. Дни торжеств ознаменовались чудесами: глухие начинали слышать, немые — говорить, слепые прозревали. 18 июля в шесть часов вечера в Саровской обители раздался благовест к первой церковной службе, на которой преподобный Серафим стал прославляться и ублажаться Церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи были открыты для всенародного поклонения. Вся Русь в этот вечер воспевала: “Ублажаем тя, преподобный отче Серафиме”.

17-го числа окрестность Сарова огласилась звуками большого монастырского колокола... Лишь только остановились экипажи, как смолкли народные клики, прекратился звон колоколов. Среди тишины митрополит Антоний обратился к Его Величеству с кратким приветствием от имени святой обители: “Гряди с миром, Государь, в святую обитель сию

и молитвами прославляемого угодника Божия да будет благословенно от Господа вхождение Твое”.

При звоне колоколов, среди живых стен в благоговении молчавшего народа тихо шествовали  к Успенскому собору Государь Император и Государыни Императрицы Мария Феодоровна и Александра Феодоровна.

Систематическое приведение в порядок и реконструкция мест, связанных с прп. Серафимом, началась с 1890 года, когда настоятелем в Саров был назначен архимандрит Рафаил. Собранные им свидетельства о чудесах, исцелениях и знамениях были переданы в Тамбовскую консисторию.

В 1902 году Святейший Синод поручил архиепископу Тамбовскому Димитрию обследовать могилу, гроб и останки старца Серафима и собрать материалы к прославлению чудотворца. Неофициальное (секретное) вскрытие мощей производилось 15—16 августа 1902 года. Могила батюшки Серафима находилась с правой стороны Успенского собора, над ней была часовня с чугунным надгробием. После вскрытия надмогильного свода обнаружилось, что могила полностью затоплена, вода покрывала крышку гроба. Комиссия установила, что затопление произошло около сорока лет назад при водопроводных работах.

17 декабря 1902 года император Николай утвердил состав комиссии по устройству Саровских торжеств с составе: митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского), архимандрита Серафима (Чичагова), А.А. Ширинского-Шахматова а также М.С. Путятина, Д.Н. Ломана.

Отчет о работе комиссии был представлен императору Николаю II. 26 января на тексте доклада Синода он наложил резолюцию: “Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления”.

Далее работу комиссии возглавил митрополит Петербургский Антоний (Вадковский). 3 июля 1903 года митрополит Антоний с сонмом духовенства перенес гроб в храм Зосимы и Савватия, в алтаре которого было совершено омовение честных останков о. Серафима. Затем они были переложены в новый кипарисовый гроб. Получив монаршее благословение, Синод 29 января опубликовал в “Церковных Ведомостях” “Деяние Святейшего Синода” —  документ, в котором было официально заявлено, что 19 июля 1903 года в Саровской пустыни состоятся торжества по прославлению Серафима Саровского в лике святых.

За сравнительно короткий срок предстояло проделать огромную работу. Было очевидно, что торжества в Сарове привлекут огромную, доселе не виданную массу народа. Во-первых, Серафим Саровский и места с ним связанные пользовались необыкновенной популярностью у верующих. Саровская пустынь никогда не жаловалась на отсутствие паломников, теперь же официальное признание Церковью благодатного дара преподобного должно было еще более увеличить поток богомольцев. Во-вторых, в Саровских торжествах должна была участвовать Императорская семья —  а значит, увеличится наплыв и простого народа, и официальных придворных лиц. Саровская пустынь находилась в стороне от крупных населенных пунктов и железных дорог. Следовательно, надо было за оставшееся до канонизации время привести в порядок дороги, обеспечить паломников разного социального положения и достатка крышей над головой, питанием, медицинским обслуживанием и прочим. Требовала большого внимания и церковная сторона дела —  организация богослужений, крестных ходов и многого другого.

Основной поток богомольцев из дальних губерний должен был двинуться к Сарову от железнодорожных станций. В связи с этим с 5 июля по 1 августа по железной дороге от Нижнего Новгорода до Пензы были пущены специальные “богомольческие” поезда.

Организаторы продумывали, как обеспечить большое количество народа питьевой водой, кипятком, медицинским обслуживанием, как организовать пожарные обозы и т.д. Шла напряженная работа гражданских и церковных властей на уровне не только губернии и епархии, но и всей страны. 

Гостиницы в Саровской пустыни уже задолго до торжеств перестали справляться с прибывающими ежедневно тысячами паломников. Для богомольцев стали отводить помещения на конном дворе и в других монастырских службах, но и этого не хватало. Стало трудно поддерживать порядок в монастыре. 11 мая игумен Иерофей писал в Темников, что “много беспорядков, огорчений и даже оскорблений монашествующих”, и просил командировать в Саров “2 или 3 полицейских чина”.

Специально к торжествам в Саровской пустыни было построено девять временных деревянных гостиниц. Пришлось потесниться также самой монашеской братии. Монастырская больница была временно вынесена за пределы монастыря, ее помещения переоборудовали для приема гостей, освободили некоторые кельи. Купеческая гостиница была отведена для монахинь Дивеевского монастыря. Естественно, что на место в гостиницах, даже временных, могли рассчитывать лишь богомольцы “из достаточного класса” и официальные лица. Для простых богомольцев решено было строить временные бараки. Они делились на мужские и женские. При каждой группе бараков устраивались часовни, лавки, чайные, медпункты. Все эти временные пристанища, построенные вблизи Саровской пустыни, могли вместить одновременно до 50 тысяч человек. В действительности же паломников было гораздо больше, и основная масса их ночевала в лесу и вблизи монастыря под открытым небом, благо, погода в июле 1903 года в дни торжеств была устойчиво ясной.

Понятное беспокойство устроителей вызывало обеспечение порядка и безопасности участников торжеств. В Сарове были собраны значительные силы полиции и регулярной армии. Количество полицейских в Сарове и ближайшей окрестности составляло около полутора тысяч человек. Была учреждена особая саровская полиция. 11-й гренадерский Фанагорийский полк и 1-й Донской казачий полк стояли биваком у Маслихи.

Особенно надежно была организована охрана проезда и пребывания в Сарове Императорской семьи. Вооруженная охрана была расставлена на всей длине железнодорожного пути от Петергофа до Арзамаса, на что потребовалось около 15 тысяч солдат. Дорога от Арзамаса до Сарова была под охраной казаков “собственного его величества конвоя”.

В Саровской обители торжества начались уже 13 июля. Была совершена панихида в Успенском соборе и во всех других храмах обители за почивших государей, святителей Тамбовских, игуменов монастыря, живших во время подвижничества о. Серафима и до последних лет, за родителей преподобного —  Исидора и Агафию, а также и за самого приснопамятного иеромонаха Серафима. Начали движение крестные ходы с разных концов Руси... Общества хоругвеносцев из Нижнего Новгорода, Суздаля, Тулы, Рязани, Москвы, Ярославля и других городов несли свои жертвы —  хоругви в Саров святому Серафиму.

17 июля была отслужена заупокойная утреня (парастас) за о. Серафима. Из обители вышел крестный ход навстречу двум крестным ходам монахинь из Дивеево и Понетаевки. Впереди несли серафимову икону Божией Матери “Умиление”.

В тот же день в 17.30 прибыли Государь с обеими императрицами, великий князь Сергей Александрович с великою княгинею Елизаветою Феодоровною, великие князья Николай и Петр Николаевичи и иные царственные лица и сопровождавшие их министры: Плеве, Хилков, Саблер, Воронцов-Дашков и др.

“Было именно единение, не кажущееся, а искреннее, полное; у всего собравшегося народа, у каждого человека, из какого бы слоя он ни был... —  вспоминал князь Владимир Волконский. — Государь свободно ходил всюду; по отношении к нему народ был трогателен. Все, что Государю пришлось увидеть и почувствовать в Сарове, осталось у него глубоким и хорошим воспоминанием; он любил о нем roворить; я слышал от него фразу: “Когда вспоминаешь о Сарове, как-то тут захватывает” — и показывал на горло...”

В 11 часов ночи гроб перенесли из больничного храма в прежнюю могилу, которая к тому времени была отделана мраморными плитами.

18 июля в 5 часов утра совершена была ранняя литургия во всех храмах обители. Император и обе императрицы присутствовали в Антониевском приделе Успенского собора и причастились Святых Тайн. А после поздней литургии была совершена последняя поминальная панихида по рабе Божием отце Серафиме. Затем митрополит Антоний освятил раку и сень над будущим местом почивания угодника Божия.

Рака была выполнена из желтовато-серого мрамора с сенью из позолоченной бронзы с пятью главами.

“Вся церковь как один человек, стоит в немом молчании, в напряженном ожидании каких-то необычайных действий первоиерарха... Вот он приближает руку к крышке гроба; слышен звук от поворота ключа в замке, за ним другой... И святитель открывает гроб. Тотчас архимандриты снимают с гроба крышку... Велегласно, с необыкновенным воодушевлением запело духовенство величание преподобному: “Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме...” При первых звуках этого величания вся церковь опустилась на колени. Коленопреклоненно молятся Царь, Царицы, Князья и Княгини...” — вспоминал И.Преображенский, один из участников торжества.

В 18.00. началась всенощная, на которой произошло прославление Серафима Саровского как святого Русской Православной Церкви. Народ не мог вместиться в монастырь даже в третьей части своей и молился вокруг него. Когда пришло время литии, все зажгли свечи, и крестный ход направился в храм св. Зосимы и Савватия. Все сначала земно поклонились мощам преподобного.

После каждения вокруг гроба Государь и великие князья с назначенными архимандритами вынесли его наружу, где он был поставлен на носилки и поднят высоко над головами всех. Это был центральный момент торжеств, потрясший сердца участников и очевидцев. Под крестный ход подстилали холст, полотенца. А по сторонам лежали больные и убогие. С пением литии крестный ход двинулся вокруг Успенского собора при мерцании тысяч свечей, при чудном богослужении и пении митрополичьего Петербургского и архиерейского Тамбовского хоров. После литии святые мощи были поставлены посреди храма. Затем проповедь произнес епископ Иннокентий, правящий архиерей Тамбовской епархии.

19 июля поздняя литургия началась в 8 часов утра. На малом входе, при пении духовенством “Приидите, поклонимся и припадем ко Христу”, архимандриты взяли кипарисовый гроб с мощами и понесли его впереди всех в алтарь... Так святой угодник Божий предшествовал в поклонении Господу и Спасителю. В конце литургии архиепископом Казанским (бывшим Тамбовским) Димитрием произнесено было слово в честь и память преподобного.

20 июля Государь и другие лица посетили Дивеево и поклонились иконе Божией Матери “Умиление”, осматривали Ближнюю и Дальнюю пустыньки о. Серафима и прочие реликвии.

 21 июля, после отъезда Императорской семьи, в Сарове было совершено освящение первого на Руси храма во имя преподобного Серафима над монастырской келией батюшки. В этот же день в сопровождении крестного хода состоялся торжественный ход за святыми мощами для освящаемого престола.

22 июля (4 августа) в Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялось освящение второго храма во имя преподобного Серафима. Здесь с 1875 года был устроен в его честь левый придел соборного храма, который оставался не освященным до открытия святых мощей.

Стечение богомольцев по случаю торжества было необычайное: обширный храм далеко не вмещал молящихся и снаружи был окружен живою стеной народа. Говевших было до 1000 человек, исповедь продолжалась с 3 до 12 часов вечера.

“В иконостасе новоосвященного Серафимовского храма на храмовой иконе преподобный Серафим изображен в длинной монашеской мантии и со взором, обращенным к небу. У ног преподобного раскинут вид Саровской пустыни. Рядом помещается икона с изображением апостола из числа 70-ти Прохора (мирское имя Преподобного) и святого Сильвестра, папы Римского, память которого празднуется 2 (15) января —  в день кончины преподобного. На северных боковых дверях изображен огненный шестикрылый Серафим, ангел преподобного в иночестве. Рядом находится икона Святителя Николая чудотворца и мученицы царицы Александры, святых, тезоименитых Их Величествам”.

“Прибавления к церковным ведомостям”. 1903 г., № 32

 

 

  Александр Шмелев  

Следующая статья...»

№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 19(392) октябрь 2008



№ 12(385) июнь 2008


№ 13-14 (362-363) июль2007




№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 11 (312) июнь 2005

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика