Церковный вестник


№ 23 (252) декабрь 2002 года. / Выставки и конференции

Выступление архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма».

Ваши Высокопреосвященства, всечестные отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех участников Международной научно-практической конференции “Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма”, которая проводится по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Как показала история, специальное определение Архиерейского Собора 1994 г. “О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме” было тогда своевременным. Теперь мы констатируем, что Церковь оказалась готова помочь обществу и государству, которые столкнулись с агрессией тоталитарных сект и деструктивных культов.

Русская Православная Церковь, как культурообразующая конфессия, чувствует свою ответственность за каждого жителя нашей Родины, независимо от его мировоззрения. Нам кажется, что обращение к социальным проблемам сможет послужить мостиком для многих и многих людей, стоящих еще вне стен Матери-Церкви. Именно эти люди в первую очередь являются жертвами различных лжеучений и культов, посягающих на их имущество, права и саму жизнь.

Тоталитарные секты как явление начала XXI века создают вполне зримую угрозу будущему покою и стабильности государства и общества. Недавние трагические события в Москве вновь показали, насколько небрежное отношение к религиозным воззрениям различных групп населения может обернуться катастрофой для сотен невинных людей.

Наша конференция выражает тревогу по поводу религиозного экстремизма, который особенно характерен для тоталитарных культов. Их распространение в нашем отечестве подогревается не только крупными субсидиями из-за рубежа, но и подавляющей религиозной безграмотностью нашего народа. Десятилетия государственного богоборчества закончились тем, что общество потеряло духовный вкус и всякую подделку принимает за оригинал. Разрушение духовно-нравственных ценностей стало источником всеобщего эгоизма, нежелания участвовать в трудностях жизни друг друга и безынтересного отношения к тому, в какую беду попал брат, сосед, соотечественник. Все это соответствует словам Священного Писания: “И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь” (Мф. 24, 11—12). Этим и пользуются секты, продолжая то, что не доделали предыдущие богоборцы. Православной Церкви, как во времена князя Владимира, приходится вновь и вновь показывать свою значимость, как будто всей предыдущей тысячелетней истории и культуры не было совсем. Но это не так. Православие — это религия большинства нашего народа. И очень странно, что иногда голос сект слышится намного громче, чем голос Матери-Церкви. Проведение нашей конференции и осознание ее важности многими светскими структурами дает надежду, что вскоре в нашем отечестве такой несправедливости будет положен конец.

Когда мы говорим об опасности тоталитарных сект, мы имеем ввиду вполне конкретные организации, которые объединены общим признаком: полным пренебрежением к жизни человека. Западный мир столкнулся с этим негативным явлением несколько раньше нашего общества только потому, что тоталитарный контроль был в нашей стране на государственном уровне. Примеры западной демократии показали, что и это общество весьма уязвимо со стороны сект, которые очень громко кричат о нарушении их прав и в то же время сами нарушают права людей, которых завлекли в свои сети. Имея духовный опыт, мы говорим именно о завлечении, об обмане, который используют секты, чтобы пополнить свои ряды. Многие организации, которые не имеют отношения к Библии и христианству, именуют себя библейскими и христианскими. Таковы, например, иеговисты и харизматики, которые пользуются большим доверием населения к священной книге Библии и к христианам. Секты используют обман, не считаясь с принципами морали и нравственности. То, что никогда не позволит себе ни одна традиционная конфессия, легко позволяют деструктивные культы. Вряд ли можно доверять организации, которая при первом же знакомстве использует ложь. Между тем мы встречаемся с удивительным очерствением людей, которых мы предупреждаем, что их обманывают, но которые начинают верить только тогда, когда попадут в ужасную беду когда у них отнимут имущество, здоровье. Эти наши неразумные братья и сестры на языке секты сайентологов называются “отработанным мясом”. Использовав человека в своих целях, секта вышвыривает его, и он не может получить помощь ни у общества, ни у государства. Такие люди приходят в Церковь, и мы не отталкиваем их, потому-что тоже несем за них ответственность. Мы их любим. Надо обладать полным отсутствием совести, чтобы бросить этих людей в беде. Но еще большую проблему представляют тысячи и тысячи наших соотечественников, которые уже сегодня или завтра станут жертвами религиозных мошенников. Поэтому мы возвышаем голос, мы предупреждаем общество о той опасности, которая грозит людям, если они доверчиво умножат ряды сектантов. Об этой миссии Церкви святой апостол Павел говорит так: “Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста, они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти” (Тит. 1, 10—11). Это наша ответственность и перед государством, которое мы просим обратить внимание на вопиющую несправедливость: именно государственные органы, регистрируя различные организации, которые в мире прославились криминальными преступлениями, не обеспечивают полноты информации и возможности реабилитации для пострадавших. Если такие люди потом приходят в Церковь, то почему бы сразу не прислушаться к голосу Церкви и не быть причиной многочисленных трагедий.

Сектантские лидеры, сосредоточившие в своих руках вероучительную и административную власть над адептами, сами являясь, как правило, безнравственными людьми, толкают своих последователей на страшные преступления. Так было с “Аум Синреке”, сайентологами и “Белым братством”. Они накладывают на своих адептов такие требования, которые заканчиваются их гибелью, как у “Свидетелей Иеговы”, “харизматиков” и во многих оккультных группах. Бесконтрольное распространение сектантской литературы, которая попадает в руки молодежи и психически неуравнове шенных людей, ведет к психическим расстройствам, потере здоровья или совершению под влиянием прочитанного тяжких уголовных преступлений.

Особенно уместно в этот день почтить память отца Григория, священника, который погиб от ножа человека, начитавшегося кришнаитской литературы. Увеличение в обществе интереса к сатанизму и оккультизму только за последние десять лет привело к росту вандализма, поруганию храмов и кладбищ, убийствам православных, которые стали настоящими исповедниками в агрессивной войне зла с добром. Мы видим, как сектантскими проповедями, книгами и действиями разрушаются традиционные религиозные и культурные устои нашего народа, как низко падает национальное самосознание от постоянных возгласов, призывающих к толерантному и терпимому отношению, к явному нравственному беззаконию. Многие подобные факты будут предметом работы нашей конференции.

Уральский край, наша область, как весьма богатая людьми и ресурсами земля, также является лакомым кусочком для тоталитарных сект. К сожалению, то, о чем я только что упоминал, характерно для нашего региона: убийства, самоубийства, криминальные преступления, отъем квартир, призывы к государственному перевороту, разрушение семей, эскалация насилия и конфликтов. Со всем этим приходится сталкиваться при служении на приходах Екатеринбургской епархии. Средства массовой информации регулярно сообщают о сатанинских шабашах на кладбищах, есть факты поджога храмов злонамеренными людьми, и это тоже наша жизнь.

Пути, которые мы предлагаем по спасению населения, осуществимы только при общем сотрудничестве государственных, общественных и церковных сил. Кроме реабилитационных усилий, поддержки тех, кто уже пострадал, необходимы профилактические мероприятия, прежде всего по распространению информации о вредоносности тоталитарных сект. Необходимы юридические усилия по приведению законодательства к такому состоянию, чтобы оно защищало конкретных людей, а не организации. Очень важным является знакомство населения с основами традиционной религиозной культуры, потому что именно православный человек, знающий и хранящий свои духовные традиции, живущий молитвой и таинствами, надежно защищен от обманщиков.

Мы неслучайно пригласили наших зарубежных коллег, у которых опыт противостояния сектам с использованием демократических принципов неизмеримо больше. Очень часто нам, живущим в глубинке России, кажется, что все приходится открывать заново. На самом деле, европейский христианский подход к решению проблемы тоталитарных сект может стать полезным и здесь, в России. И у нашего государства есть прецедент удачного противостояния деятельности опасной террористической тоталитарной секты “Аум Синреке”. Организация, совершившая свое преступление за границей, была запрещена в пределах нашего государства, и этот шаг вернул в семьи тысячи людей, уберег от гибели десятки тысяч жизней. Значит, необходимо лишь желание и сочувствие бедам своего народа, чтобы протянуть обществу надежную руку помощи.

Нам бы хотелось, чтобы результатом работы нашей конференции стало принятие такого итогового документа, который представлял бы ценность не только в глазах православного, но и мусульманина, и иудея, и классического протестанта, и человека с нерелигиозным мировоззрением. Мы вновь отмечаем, что свобода совести, которую мы все обрели во Христе, является для любого верующего высшей ценностью, ибо настоящее богообщение, как содержание духовной жизни, возможно только при соблюдении внутренней свободы самого человека. Тоталитарные секты — это организации, где не только отсутствует такая свобода, но которые свой опыт рабства агрессивно распространяют на весь мир.

Я сердечно благодарю всех, кто поддержал нашу идею проведения данной конференции. И в первую очередь, я хотел бы поблагодарить полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Петра Михайловича Латышева и всех сотрудников его ведомства, оказавших нам поддержку и проявивших трогательную заботу об иногородних гостях и участниках конференции. Особенно я благодарен ректору Уральской академии государственной службы Лоскутову Владимиру Анатольевичу, предоставившему нам этот зал для заседаний нашего форума. Благодарю всех участников конференции, приехавших к нам из-за рубежа и из всех уголков нашей страны.

Хочется надеяться, что многие из актуальных проблем, которые будут обсуждаться в течение трех дней на нашей конференции, будут иметь непосредственное значения для разрешения назревших в обществе проблем. От всего сердца молитвенно желаю всем участникам конференции благословенных успехов и надеюсь, что ваши труды уже в скором времени принесут добрые плоды.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://