Церковный вестник


№ 3 (280) январь 2004 / Церковь и общество

Как говорить о глобализации

В этом году в рамках XII Рождественских чтений состоялось заседание новой секции — «Православное осмысление современного глобализма». К теме глобализации сегодня все чаще обращаются не только журналисты и общественные деятели, проблемы глобализации волнуют также философов и богословов. Однако узкий круг выступающих и низкий уровень дискуссии позволяют говорить лишь об одном: взгляды и мнения, представленные на секции, резко отличаются от официальной позиции Церкви.

Свое видение глобализации и оценку сложившейся в России ситуации предложили публицисты, давно известные как борцы с ИНН и сторонники канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина: Константин Гордеев (доклад «Глобализация против христианства»), Вячеслав Манягин («От подобия Божия к узлу в «сети»: человек в условиях нового мирового порядка») и другие.

Но никакой дискуссии на секции не состоялось, поскольку на ней собрался узкий круг «любителей этой темы», стоящих на одной позиции. Удивительно, но на заседании не было ни одного авторитетного священника, не было ни богословов, ни философов, ни экономистов. По большому счету, все прозвучавшие выступления представляли собой один очень длинный и не слишком интересный доклад, который можно было бы озаглавить так: «Как мы боимся глобализации, и как мы с ней будем бороться».

Вместо серьезного разговора слушателям был предложен расхожий набор «страшилок» о злых западных капиталистах, исламских террористах, медицинских полисах и ИНН, угрозе интернета и пр. По мнению большинства выступавших, наша страна уверенно движется к пропасти. «Внутри многострадальной России зреет последний и решительный хаос», «Бациллы регресса, регрессивного развития выедают государство», — утверждает в своем докладе публицист В.Семенко. А К.Гордеев вновь обратился к своей любимой теме «цифровой идентификации», с помощью которой, как он считает, мы уготавливаем приход антихристу. Никто и не вспоминал об официальных церковных документах по этой теме.

В начале заседания Ирина Медведева с обидой отметила: «Нас незаслуженно называют маргиналами». Но как иначе можно назвать собравшийся на секции кружок активистов, которые позволяют себе необоснованную критику не только государственной власти, но и священноначалия, а делом всей своей жизни видят борьбу с ИНН, медицинскими полисами и интернетом. При этом они постоянно ищут чудес и знамений, не заботясь об их происхождении и не думая о духовной трезвости.

Сегодня, когда экономическая, политическая и культурно-информационная глобализация становится реальностью, эти процессы требуют внимательного и глубокого осмысления, тщательного анализа, а не истеричного запугивания, основанного на суеверных страхах, приносящих смущение сердцу и вред душе. 

Осторожность в отношении глобальных мировых процессов понятна и необходима. Однако известно, что традиционалистское сознание, критически воспринимающее глобализацию, при определенных условиях может стать питательной средой для возникновения экстремизма, в том числе и религиозного, а увлечение  эсхатологией может привести к сектантству. На это в своем докладе обратила внимание Алла Добросоцких, редактор издательства «Даниловский благовестник».

«Мы не можем защитить своих детей от нависшей над ними угрозы, обращаясь, по своей слабости, не к вере, а к суевериям, веря в ложные чудеса и младостарцам, поклоняясь ложным иконам — таким, как «Воскрешающая Русь», на которой изображение списано с видений женщины-экстрасенса, но кощунственно выдается за икону Божией Матери», — отметила Алла Добросоцких.

Однако такая позиция не нашла поддержки у собравшихся. Из ответных реплик вскоре выяснилось, что они считают неканоническое изображение «Воскрешающая Русь» чуть ли не единственной иконой, «через обращение к которой можно спастись», что «борьба с растлением малолетних детей и с ИНН — это подвиг одного духовного уровня» и тому подобное.

Современные вызовы человечеству, в том числе и глобализация, требуют продуманного и ясного ответа, основанного не только на признании прав и свобод каждого человека, но и на признании нравственных ценностей религиозных и национальных традиций. Возможность несправедливого доминирования сильных стран и транснациональных корпораций  над слабыми странами и народами побуждает Православную Церковь подходить к процессам глобализации с критической осторожностью.

«Признавая неизбежность и естественность процессов глобализации... Церковь в то же время обращает внимание на внутреннюю противоречивость этих процессов и связанные с ними опасности», — говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Безусловно, неприемлемым является создание универсальной бездуховной культуры, основанной на признании безграничной свободы падшего человека как высшей ценности. Православная Церковь будет противодействовать попыткам сделать либеральный «стандарт» универсальным, определяющим образец социального и государственного устройства в масштабах планеты. Но «кризис, переживаемый человечеством в условиях глобализации, можно преодолеть, только объединив усилия всех верующих людей и всех людей доброй воли в деле нравственного воспитания личности, в формировании справедливых и жизнеспособных основ человеческого общежития», — подчеркивает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Однако как раз к диалогу, к объединению усилий участники секции «Православное осмысление современного глобализма» оказались не готовы. 

Отказываясь от серьезного анализа проблем, встающих перед российским обществом, государством и Церковью, они не просто вносят замешательство среди православных, но разобщают их. Опасно, когда политические радикалы и фанатики используют трибуну Рождественских чтений для пропаганды своих взглядов, незаметно подменяя ими официальную церковную позицию.

Организаторам Рождественских чтений стоит подумать о том, как в будущем избежать провокационных собраний, происходящих в рамках крупнейшего церковно-общественного форума.

  Мария Ельцова  



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://