Церковный вестник


№ 5 (258) Март 2003 г. / Искусство

КОЛОКОЛЬНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА

 

В царской России отливали колокола 25 предприятий. Россия всегда превосходила все страны величиной и весом своих знаменитых колоколов. Колокола весом свыше 1000 пудов имелись при многих монастырях. В 1760 году в Москве был отлит колокол в 3351 пуд. Он разбился в 1812 году, и взамен в 1817 году был отлит новый — в 4000 пудов (Большой Успенский). Такого же веса колокол имеется и в Троице-Сергиевой лавре. В XVII веке были отлиты замечательные по своему певучему звону колокола: Саввино-Сторожевский в Звенигороде и Симоновский в Москве.

С возрождением православия в России началось и возрождение православного звона. Но оказалось, что звонить уже не во что — одни колокола разбиты, другие отданы в музеи.

И вот на Урале в начале 90-х годов появились энтузиасты колокололитейного дела и первые новые колокола. Товарищество “Пятков и К” в Каменске-Уральском было основано в 1991 году инженером-металлургом Николаем Пятковым, художником-декоратором Андреем Ворожейниковым и мастером-литейщиком Модестом Ощуковым.

Николай Пятков начал свои первые опыты на Уральском алюминиевом заводе, где он работал начальником отделения по плавке бронзы. Не было ни опыта, ни учителей. Перед тем как сделать первый колокол, пришлось подняться на колокольню тогда еще единственного в Каменске собора, чтобы снять мерки с колоколов. Но уже вскоре первая звонница, сделанная Товариществом, была установлена на Свято-Покровском соборе в Каменске-Уральском.

Вскоре удалось наладить производство колоколов на арендуемых Товариществом площадях литейных цехов Синарского трубного завода и Каменск-Уральского металлургического завода. Но потребовалось еще 2—3 года, чтобы у Николая и его товарищей стало получаться нечто дельное.

Уральцы с самого начала стали ориентироваться на отливку певучих колоколов, комплектуемых в звонницы по 6—10 штук. Выпускаемые ими колокола весят от 8 до 660 кг. В результате целенаправленной работы Товарищество “Пятков и К” к середине 1990-х годов стало признанным лидером российских производителей колоколов. Каменские колокола установлены на колокольне собора Василия Блаженного в Москве, на колокольнях храма Всех святых на Кулишках (напротив памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади), в надвратной церкви Донского монастыря. Летом 2002 года специалисты Московского колокольного центра установили новую звонницу с уральскими колоколами в греческом монастыре Ксиропотам на Афоне, а в 1995 году мастера из Товарищества “Пятков и К” отлили большой набор колоколов для Богоявленского собора в Иркутске, но, так как этот собор тогда еще ремонтировался, сибиряки преподнесли готовые колокола в дар собору святого Иннокентия Иркутского на Аляске.

Уральские колокола отличаются от других красивым звучанием, более низкими тонами. “Секрет колокольного сплава прост, — рассказывает Николай Пятков, — 20 процентов олова и 80 процентов чистой меди без примесей”. Но кажется, не все так просто. За тысячу лет своего существования колокол как музыкальный инструмент достиг больших высот. Если его правильно спроектировать, то хороший слух или специальные приборы должны при ударе различать как минимум пять звуков: основной тон, унтертон октавой ниже, два обертона малой терцией и квинтой выше и номинальный тон ровно октавой выше основного.

Специалисты легко отличают колокола различных мастеров по звучанию. В русской традиции не требуется настраивать колокол. На Руси никогда не лили колокола в ноту. Гораздо важнее тембр, подбор, в какой-то мере — музыкальные интервалы между колоколами. Тембровый состав звонницы, как в хоре, должен иметь высокие, средние и низкие по звучанию колокола.

Колокола обычно украшаются филигранно выполненными надписями и декоративными узорами. Так, на колоколах, которые были изготовлены для американских заказчиков, имелась надпись по-английски: “Holy! Holy! Holy!” —  “Свят! Свят! Свят!”.

Мастера Товарищества используют только чистый, сертифицированный исходный материал — медь и олово (уральцы давно отказались от использования разбитых колоколов, медного и оловянного вторсырья). Это помогает добиться очень качественного литья, которое дает стабильное звучание и повышенную надежность колоколов. Интересно, что и на колокола дается гарантия качества: 1 год для обычных колоколов и 5 лет — для колоколов, дополнительно упрочненных по специальной технологии в Колокольном центре.

Колокола Товарищества высоко оценены специалистами, отмечены многими наградами и дипломами на выставках и фестивалях колокольного искусства. Товарищество “Пятков и К” является единственным российским предприятием, принятым в Европейский клуб производителей колоколов. Его технология наиболее близка к традиционному способу литья колоколов в глиняную керамику, а качество колоколов отвечает европейскому стандарту.

“Восстанавливаются храмы и монастыри, и все больше нужно лить колоколов, — говорит Николай Пятков. — Но маленькие помещения и устаревшее оборудование государственных заводов не позволяют производить нужное количество колоколов. Поэтому в 2001 году у Товарищества родилась идея — построить свой колокололитейный завод, спроектированный по специальному проекту, в котором предусмотрены производственные корпуса, конструкторское бюро, конференц-зал, столовая и даже музей. Производительность нового предприятия будет в несколько раз больше. Вес колоколов можно будет увеличить до 10 тонн (600 пудов), а литье “про запас”, на склад, даст возможность храмам и монастырям покупать уже готовые колокола и подбирать звонницы на месте по благозвучию и на любой лад”.

  Мария Ельцова  



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://