Церковный вестник


№ 8 (285) апрель 2004 / Официальные документы

Выступление Святейшего Патриарха Алексия на общем годичном собрании Российской академии образования

Уважаемый президент Российской академии образования Николай Дмитриевич Никандров! Уважаемые члены Президиума, дамы и господа, дорогие братья и сестры!

Я рад возможности поделиться с вами своими мыслями на годичном собрании Российской академии образования.

Думаю, всех нас волнует и заботит будущее нашей страны, мы спрашиваем себя, кто придет на смену нам, старшему поколению. Образование в России всегда находилось на высоком уровне, и сегодня специалисты из нашей страны весьма ценятся за рубежом. Однако я уверен, что образование должно быть тесно связано с воспитанием. Они нераздельны, как два крыла, и их сочетание делает человека Человеком с большой буквы.

Огромную тревогу вызывает рост беспризорности в нашей стране: около миллиона детей в России остались без опеки родителей. Понятно, что после революции, после Гражданской войны появилось много беспризорников, потерявших в этих социальных катаклизмах своих близких. Но если  сейчас, в начале XXI века, на улицах наших городов вновь появилось около миллиона маленьких бродяг, причем большинство из них стало беспризорниками при живых родителях, мы должны задуматься о причинах этого явления. Необходимо немедленно принимать меры, чтобы разрешить проблему, которая ставит под удар будущее всей страны.

Воспитание должно совершаться в семьях, в учебных заведениях, но когда воспитание, становление человека проходит в подвалах, на чердаках, в подворотнях, то результатом этого становится распространение среди молодежи наркомании и алкоголизма. Разговаривая с воспитанниками детских домов, я узнал, насколько невыносимые для детей условия часто создаются в семьях, в которых родители подвержены алкоголизму  и наркомании и меньше всего заботятся о воспитании своих чад. Несколько дней назад я услышал, сколь огромно в России число матерей, которые не хотят брать на себя бремя воспитания детей и отказываются от младенцев в роддомах.

Но и в благополучных семьях имеются серьезные проблемы с воспитанием детей, потому что средства массовой информации, которые сегодня оказывают огромное влияние на подрастающее поколение, насаждают культ насилия, жестокости, безнравственности. Нас убеждают в том, что жизнь человеческая ничего не стоит. Компьютерные игры, столь популярные среди детей, с малых лет приучают их мысли о том, что убийство — это вполне обычная вещь. А когда мы слышим, что подростки, даже девочки, зверски расправляются со своими сверстниками, нас это ужасает, мы не можем понять, откуда в них эта жестокость.

Некоторые считают, что воспитание не имеет прямого отношения к образованию, но я уверен, что для того, чтобы вырастить достойных граждан нашей страны, которые любили бы свою Родину, знали ее историю, которые бы были патриотами России, мы должны дополнить образование воспитанием.

В 1970-е годы в Колонном зале Дома Союзов на одной из миротворческих конференций выступил писатель Константин Симонов. Он начал свое выступление вопросом: нужно ли через 20 лет после окончания Великой Отечественной войны писать и говорить о ней? И, отвечая на свой вопрос, сказал, что необходимо помнить об этой войне, ибо рассказы о мужестве нашего народа имеют огромное воспитательное значение для будущих поколений. И сейчас знание истории страны, память о подвигах нашего народа необходимо прививать подрастающему поколению.

На одном из собраний, посвященных 700-летию со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского, мэр Москвы Ю.М. Лужков рассказал, как однажды он подошел к группе школьников, которые стояли возле памятника маршалу Жукову, и спросил их, знают ли они, кто такой был Даниил Московский. Никто не знал этого. Тогда он спросил, кто такой Димитрий Донской. Ответа также не было. А на вопрос, знают ли они, кто такой Иван Калита, один из ребят сказал, что это был человек, который носил сумку и собирал деньги. Вот какое представление у сегодняшних школьников о тех, кто основал Русь, кто собирал вокруг Москвы славянские земли, распространял пределы России от края и до края света, кто полагал свои силы для того, чтобы наша страна стала великой державой.

В настоящее время поднят, в том числе и на уровне Президента России, вопрос, касающийся содержания школьных учебников по истории Отечества. 70 учебников получили гриф Министерства образования, однако эти пособия по-разному трактуют нашу историю, зачастую противореча друг другу. Президент России В.В. Путин привел пример, как один из учебников содержал утверждение, что было бы лучше, если бы фашисты победили, а мы проиграли бы в Великой Отечественной войне. Думаю, это является свидетельством полного отсутствия патриотизма, отсутствия любви к Родине у авторов данного пособия. Я очень рад решению подготовить несколько учебных пособий по этому предмету, в которых правильно трактовались бы события истории нашего государства.

В течение последних лет мы регулярно ставим вопрос о том, чтобы факультативно, с согласия учеников и их родителей, ввести в школах преподавание предмета «Основы православной культуры». Нам часто говорят: «Мы не допустим преподавания в школах “Закона Божия”». Но «Основы православной культуры» — это не «Закон Божий», а культурологический предмет, в рамках которого учащиеся смогут узнать о тысячелетней культуре нашего народа. Уверен, что каждый сознательный человек должен знать историю своей культуры и гордиться ею.

И тем не менее мы встречаем противодействие в этом вопросе. Например, нам говорят, что введение такого предмета обидит мусульман. Но если мусульмане живут в России, среди русского народа, воспитанного в православной традиции, они должны знать основы православной культуры, точно так же, как православные, проживающие в местах компактного расселения мусульман, должны знать историю и основы исламской культуры. И это уже делается в Татарстане. Точно так же образованный человек должен знать основы культуры буддизма и иудаизма, тоже являющихся традиционными религиями России. Знание основ своей культуры делает человека воспитанным, помогает узнать и понять историю своей земли. Иначе мы станем Иванами, не помнящими родства.

Встречаясь с новым министром образования и науки, я нашел у него понимание в вопросе о том, чтобы вне сетки программы, в рамках факультатива, ввести в школах культурологический предмет, знакомящий детей с основами православной культуры, которая в течение тысячи лет была основой созидания России.

Не следует стесняться говорить о православных корнях нашей страны. Почему сегодня при принятии Европейской конституции в преамбуле этого документа не хотят упомянуть — в основном по требованию Франции, — что основы культуры Европы заложены в христианстве? Отчасти такая позиция является следствием значительного присутствия мусульман во Франции. Тем не менее, думаю, было бы неправильным и неразумным игнорировать тот факт, что европейская культура имеет христианские корни.

Церкви, государству и обществу следует объединить усилия не только в области образования, но и в сфере воспитания, чтобы противостоять воздействию средств массовой информации, которые зачастую воспитывают подрастающее поколение в негативном духе, пропагандируя без каких-либо ограничений со стороны государства жестокость, насилие и безнравственность. Интернет также потенциально представляет опасность для детей и подростков, поскольку может служить познавательным целям, но может использоваться и для развращения молодежи.

Я хотел бы привести несколько примеров, показывающих, как Церковь занимается воспитанием тех, кто лишен родительского тепла и ласки. Некоторое время назад Церкви был передан бездействовавший в течение многих лет пионерский лагерь в деревне Топорково, в 12 километрах от Троице-Сергиевой лавры. На территории бывшего лагеря мы организовали приют для мальчиков. Были оборудованы спортивные сооружения, средняя школа, храм, жилой корпус и четыре цеха — столярный, слесарный, керамический и пошивочный, чтобы дети из этого приюта получали не только образование, но и профессию, которая могла бы их прокормить. Между прочим, как это ни странно, многие из мальчиков — воспитанников приюта хотят работать именно в пошивочном цехе.

Данный пример свидетельствует о том, что, организуя православные приюты и детские дома, мы не готовим монахов или священнослужителей, но стремимся воспитать достойных граждан своей страны.

В Малоярославце при женском монастыре существует большой приют для девочек из семей, в которых родители страдают алкоголизмом или наркоманией. Среди воспитанниц есть и такие, кто сам когда-то пробовал наркотики. Смотря на этих девочек, убеждаешься, что такие дети не потеряны для страны, для общества, для будущего. Подобные примеры не единичны. Таким образом Церковь вносит свой вклад в будущее страны.

Уверен, необходимо объединить наши усилия по воспитанию подрастающего поколения, ибо именно от них зависит будущее России.

Я рад встретиться с людьми, которые посвятили свою жизнь образованию молодежи. Во всем мире славятся наши ученые, но нужно, чтобы подрастающее поколение и впредь получало хорошее образование, чтобы наши дети были воспитанными, знали свою историю, были патриотами Родины.

Часто приходится слышать, как наши люди говорят о России: «эта страна». Меня коробит от этих слов. Понятно, что данное выражение является калькой с английского языка, но любящие свою Родину люди должны говорить о ней как о «нашей стране». Мы должны чувствовать ответственность за свою страну, гражданами, сынами и дочерьми которой мы являемся.

Я от души желаю Российской академии образования благословенных успехов в том деле, которое она осуществляет, руководя процессом образования в России. Однако не следует забывать и о воспитании. Еще раз скажу: только в том случае, если мы будем сочетать образование и воспитание, мы сможем вырастить достойных граждан нашей страны, которые знают свою историю, любят свое Отечество и готовы ему служить.

Благословенных успехов всем вам в деле образования и воспитания грядущих поколений!



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://