№ 11 (288) июнь 2004 / Выставки и конференции

Следующая статья...»

Пасхальные яйца Фаберже снова в России

18 мая в Московском Кремле состоялась церемония открытия выставки «Фаберже: утраченный и обретенный», организованной Музеями Московского Кремля и Культурно-историческим фондом «Связь времен». Церемонию возглавили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, мэр Москвы Ю.М. Лужков, директор Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагарина, а также учредитель Культурно-исторического фонда «Связь времен», председатель совета директоров ОАО «СУАЛ-Холдинг» В.Ф. Вексельберг.

На выставке представлена лучшая часть коллекции, приобретенной в феврале этого года В.Ф. Вексельбергом у наследников американского газетного магната Малькольма Форбса (1919—1990) при посредничестве акционерного дома «Сотбис» (наша газета рассказывала о встрече Святейшего Патриарха Алексия с В.Ф. Вексельбергом в № 5 за март 2004 г.). Это около 50 произведений ювелирного искусства, в основном — царские драгоценности, изготовленные фирмой Карла Фаберже в 1885—1916 годах по заказам императоров Александра III и Николая II. В экспозицию вошли царские табакерки, портсигары, фоторамки, подносы, блюда. Ядро коллекции — девять пасхальных яиц, подаренные императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне их августейшими супругами.

Яйца с росписями на религиозные темы известны уже с XIII века. А традиция дарить на Пасху специально изготовленные яйца-сувениры восходит к XVI веку, когда французскому королю Франциску I было преподнесено деревянное яйцо с изображением Страстей Господних. С тех пор позолоченные и расписные яйца стали излюбленными подарками при королевских дворах Европы.

Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было давней традицией и в России. Каждый год на Пасху императорская семья заказывала множество подарков: фарфоровые, стеклянные, каменные яйца, которые вручались при обряде христосования. На лентах перед образами любили подвешивать яйца из фарфора. Миниатюрные яйца-брелки часто дарили девочкам с самого рождения, и в течение жизни у них складывались колье из нитей-цепей с гроздьями пасхальных подвесок.

Однако именно Петер Карл Фаберже с командой талантливых мастеров — художников, ювелиров, камнерезов, скульпторов-модельщиков и миниатюристов — сумели вывести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц на новый уровень изящества, мастерства и творческой фантазии. Первое оригинальное изделие — разъемное яйцо с курицей, рубиновым яичком и короной — Фаберже изготовил в 1885 году в подарок императрице Марии Федоровне, жене Александра III. «Фаберже — несравненный гений нашего времени», — скажет императрица в письме своей сестре, британской королеве Анне.

Всего с 1885 по 1917 годы по заказу императоров Александра III и Николая II было создано свыше 50 пасхальных шедевров. Каждое яйцо отличалось уникальностью конструкторских решений, удивительной фантазией, совершенством проработки мелких деталей и оригинальностью исполнения. Никогда не повторяясь, они особенно впечатляли скрытыми в них сюрпризами: миниатюрными копиями царских яхт и крейсеров с тончайшими снастями, дворцов с разбитыми перед ними клумбами из «пушистого» золота, памятниками, усыпанными камнями, цветами и бутонами. Часто яйца-сувениры являлись сюрпризом и для самого императора, заказывавшего их: процесс создания императорских пасхальных яиц Фаберже окружал строжайшей тайной, а представление очередного творения превращал в эффектное зрелище.

До 1917 года все ювелирные изделия хранились в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге. В Московский Кремль пасхальные яйца впервые попали в сентябре 1917 года. Они были эвакуированы в Москву Временным правительством в связи с наступлением немецких войск. С уверенностью можно сказать, что до начала 1922 года в Оружейной палате хранились все яйца, подаренные императрице Александре Федоровне, и большая часть пасхальных сувениров, принадлежавших вдовствующей императрице Марии Федоровне. Затем все эти ценности оказались в экспортных антикварных фондах Советской республики. В результате продаж с 1922 по 1933 годы яйца и другие изделия Фаберже попали в различные коллекции за рубежом: более 450 предметов находится в Английском королевском собрании, немало их в музеях и частных коллекциях. Так, девять пасхальных яиц находятся во владении Эммануила Сноумана, 13 — у Арманда Хаммера и около 360 предметов — у Малькольма Форбса (в это число до недавнего времени входили и те девять яиц, которые приобрел Фонд «Связь времен»). В Музеях Кремля осталось всего 10 императорских пасхальных яиц фирмы Фаберже.

Недавно в запасниках Минералогического музея им. Ферсмана было обнаружено еще одно яйцо — «Созвездие цесаревича», много лет считавшееся утраченным. Вероятно, это последнее из императорских пасхальных яиц создавалось в 1917 году для цесаревича Алексея. Оно представляет собой небесный свод из горного хрусталя и сапфирово-синего стекла с созвездием зодиака из небольших бриллиантов. В основном яйцо закончено, мастера не успели только вмонтировать в него часовой механизм. Не хватает также циферблата и большинства звезд-бриллиантов.

Среди первых посетителей выставки были митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, архиепископ Истринский Арсений, епископ Дмитровский Александр.

Выступая на открытии выставки, Святейший Патриарх Алексий назвал приобретение императорских изделий знаменательным событием и отметил: «Учитывая то, что в Оружейной палате Московского Кремля уже хранится самая обширная коллекция пасхальных яиц Фаберже, можно говорить о том, что Россия сегодня располагает уникальным собранием удивительных по красоте, по историческому и культурному значению ювелирных изделий, связанных с историей Дома Романовых».

Председатель правления фонда «Связь времен» Владимир Воронченко сообщил, что в дальнейших планах Фонда — поиск и возвращение на родину исторических и культурных ценностей. В ближайшее время Фонд планирует приобрести еще две уникальные коллекции — какие именно, пока не называется. «Мы хотим возвращать в Россию те предметы русской культуры, которые были несправедливо вывезены из нашей страны после революции», — подчеркнул В.Воронченко.

По словам официального представителя Фонда «Связь времен» Андрея Шторха, при фонде создается экспертный совет, в который войдут ведущие искусствоведы и музейные работники. Они будут давать рекомендации фонду, где правильнее экспонировать коллекцию, помогут определить место, где произведения искусства будут доступны для всех, кто захочет их увидеть.

Выставка в Кремле будет открыта до 25 июля. После этого предполагается показать коллекцию в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени, Иркутске. Все выставки, которые организует Фонд, будут бесплатными.

 

 

Следующая статья...»

№ 24(349) декабрь


№ 3 (352) февраль 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 8 (357) апрель 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 6(379) март 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 4(377) февраль 2008



№ 3(376) февраль 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 23(372) декабрь 2007



№ 21(370) ноябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 10 (359) май 2007



№ 4 (353) февраль 2007


№ 24(349) декабрь





№ 20(345)октябрь




№ 13-14 (336) июль 2006

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика